В помощь родителям: как научить ребенка чувствовать свои психологические границы – Часть 4

Вашему вниманию четвертая, заключительная часть цикла наших публикаций о том, как родителям научиться уважать личные границы ребенка и воспринимать малыша как личность.

Соблюдайте границы времени. Иногда полезно, на время, отделиться от других (людей, замыслов, желаний) и побыть наедине. Не зря родители говорят: «Иди и побудь наедине с собой», а в период нарастающей ссоры между детьми и родителями, психологи рекомендуют оставлять детей на время наедине (из расчета — 1 минута в одиночестве — 1 год жизни ребенка). Для ребенка важно знать, что он имеет право побыть наедине с собой, со своими мыслями. Такое же право имеет и мама с папой. Не пытайтесь разговорить ребенка сразу после того, как забрали из школы или садика. При плохом настроении не спрашивайте (если ребенок же этого не хочет): «Что случилось? Почему ты не говоришь?». Дайте возможность побыть со своими мыслями, дайте время ребенку, а затем уже начинайте вместе изучать готовые домашние задания, которые можно посмотреть тут, и решать другие повседневные вопросы. И не забывайте о себе — когда вам необходимо 10-15 минут для отдыха и возможности побыть наедине с мыслями — вы спокойно можете сказать об этом ребенку. И он поймет, а вы, без зазрения совести, сможете немного отдохнуть и восстановиться.

Ребенок должен знать и уважать границы других. Каждый взрослый человек, который чувствует и знает свои границы не будет нарушать границы другого. Человек, который их не чувствует — подвергается опасности, или риску опасных взаимоотношений с такими же «безбарьерными» людьми (психологи называют такие отношения деструктивными, созависимыми) — и страдает от этого, не понимая, почему он «влипает» в отрицательные, деструктивные взаимоотношения. Стоит объяснять детям, что нарушая границы другого, мы заступаем на чужую территорию, которая охраняется. И это чревато негативными последствиями.

В помощь родителям: как научить ребенка чувствовать свои психологические границы – Часть 4

К примеру, вы можете объяснить ребенку, что если он не перестанет драться с другим ребенком, то в будущем это чревато плохими отношениями с окружением. И что гладить чужую собаку или кота без разрешения — нельзя. И навязываться к дружбе в песочнице — не стоит. Если ребенку (вашему или чужому) не нравится компания, то стоит это учитывать и не говорить «Иди подружись». Вы должны объяснять это ребенку, напоминать ему об уважении границ другого. Психологические границы других помогают чувствовать личные. В будущем, ваш взрослый сын или дочь смогут уверенно строить отношения с другими людьми и комфортно себя чувствовать в этих отношениях.

Когда же учить ребенка выстраивать свои границы?

На самом деле, учиться строить границы никогда не поздно — каждый из нас доходит до этого по-своему. У детей присутствует так называемый «дефицит границ», когда они просто «лезут на голову», постоянно перебивают взрослых, не понимают других. И такое поведение является нормой развития отдельных возрастных периодов, то есть ребенок все получает с опытом. Главная задача родителей — показать как правильно: что хорошо, а что плохо. Ваш малыш не рождается уже с готовыми границами — он их усваивает, беря пример со своего круга общения, и семейной дисциплины.

В помощь родителям: как научить ребенка чувствовать свои психологические границы – Часть 4

Психологические границы это всегда об ответственности, о том «за что я ответственный, а за что — нет». Детям всегда трудно контролировать себя, они наоборот, стремятся к контролю и манипуляциям с мамой и папой, при этом стремятся любой ценой достичь желаемого — требуют, чтобы мама и папа изменили свое отношение и действовали в соответствии с их желаниями. И вы, дорогие родители, наверное, знаете, что выращивание детей — это непростой и сложный процесс? Поэтому подчеркиваем, что воспитание и формирование границ определяют родители, с самого рождения ребенка. Основная задача (одна из основных, на самом деле) — установить равновесие в ощущении ребенком свободы и ограничений.

Ребенок постоянно познает мир, учится, он чист и открыт. И задача родителей — познакомить его с этим миром, рассказать что хорошо, а что плохо. Но не стоит передавать ребенку свой негативный опыт, потому что ваша жизнь это только ваш опыт. У ребенка он будет совсем другим, у него будет другая жизнь — с взлетами и падениями, радостью и горем, дружбой и предательством. Но это только его опыт и прожить он его должен сам. А вы, родители, будете рядом, поддержите своего малыша — и в 2 года и в 42!

Берегите себя, своих детей и помните о границах и их пользе!

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + восемь =