Вашему вниманию вторая часть нашей публикации о процессе создания собственного видеопродукта.
Камера, мотор
Этими словами начинается продакшн, то есть непосредственное кинопроизводство. «По одному и тому же сценарию можно снять комедию, триллер и фильм ужасов: достаточно изменить музыку и актерскую игру, – убеждает продюсер, сценарист студии «Квартал 95» и режиссер Александр Щур. – Даже «Колобка» можно снять по-разному. Все зависит от режиссерского видения».
Хорошее кино всегда имеет второе дно – скрытую суть, которую нужно передать через актерскую игру. Задача режиссера – организовать работу актеров так, чтобы они не просто проговаривали реплики, а играли сцены. Иначе вообще нет смысла снимать фильм: текст сценария можно было бы просто прочитать.
Едва ли не главный вопрос кинопроизводства, который беспокоит человечество, – зачем нужна хлопушка? Дело в том, что видео и звук к фильму записывают отдельно, а соединяют уже во время монтажа. Сделать это проще всего в момент стука хлопушки. Кроме того, она помогает систематизировать отснятый материал.
Еще один вопрос: в чем разница между кино и сериалом, если выключить «Капитана Очевидность» и забыть о хронометраже? Александр Щур объясняет: «Любой кадр из кино – это приятная картинка, которую хочется вставить в рамочку и любоваться ею. Сериал же больше напоминает радио, которое можно слушать “фоном” и выполнять свои дела. Поэтому иногда говорят, что сериалы ушли от радио, а кино – от картин».
Стоп, снято
Поздравляем, ты на финишной прямой! Осталось превратить все отснятое в готовый продукт, который зрители увидят на экранах. Этот этап работы над фильмом называется постпродакшн, и начинается он с перегона отснятого материала на цифровой носитель. «Чтобы материал полностью дожил до конца монтажа, лучше хранить его минимум на трех носителях», – советует режиссер монтажа, дизайнер и режиссер-постановщик Павел Цыбенко.
Процесс монтажа разделяют на несколько стадий. Сначала нужно посмотреть весь отснятый материал, отобрать удачные дубли и расставить их согласно сценарию. Теперь собираем все части воедино и получаем черновую версию». Это самый первый, совсем «сырой» вариант фильма, который придется дорабатывать и подчищать.
Практически ни один видеоролик не обходится без компьютерной графики. В фильмах она имеется минимум в виде заставки и титров. Если только начинаешь знакомиться с монтажом и графикой, Павел Цыбенко советует воспользоваться программами пакета Adobe (Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects) и Final Cut Pro.
Важный элемент постпродакшена, на который обычно остается меньше времени, – озвучивание. Сюда входит запись реплик и диалогов актеров, наложение звуковых шумов (звуки шагов, шорохи одежды), а в идеале еще и музыкальное оформление – саунд-трек. Главное – не злоупотреблять: звук должен подчеркивать и расставлять акценты, а не объяснять, что происходит на экране.
Последний штрих – цветокоррекция, то есть раскраски, освещение и затемнение кадров или их фрагментов. Даже кадры, снятые на одну камеру, будут отличаться по балансу цветов. Работа оператора, освещение, погодные условия на открытых локациях – это все влияет на картинку. Цель цветокоррекции – выровнять цвет и привести разношерстные кадры к общему знаменателю, чтобы конечный продукт выглядел, как единое целое. После этого ролик форматируют: сжимают, архивируют, подгоняют под ТВ-стандарты.
Надеемся, мы смогли приоткрыть завесу кинопроизводства. Теперь можно хватать камеру, нескольких друзей в помощь, вызывать такси 571 и ехать куда-то снимать. Фортуна любит смелых!