В последнее время мы все чаще наблюдаем пробуждение общественного интереса к одному из самых полезных и почти универсальных изобретений человечества – велосипеду. И не удивительно. В эпоху большого цивилизационного развития экологически чистое, простое в использовании и содержании средство передвижения просто таки необходимо.
Тенденцию к заинтересованности велосипедным транспортом можно проследить в последнее десятилетие. Еще недавно ряды велолюбителей были редкими, а чуть позже двухколесных друзей у заборов учебных заведений и офисов стало больше, что не может не радовать. Студенты уважают «железного коня» и по возможности стараются добираться с его помощью на учебу. Да и не только студенты, в конце концов. Офисные работники тоже не гнушаются велосипеда, и каждое утро приезжают на нем на работу.
Плюсов много – минусов никаких, как видим, в велосипедном восторге. И негатив проявляется в другом – часто неприспособленность населенных пунктов к велоезде, цены на велосипеды и инвентарь, отсутствие общественного актива и поддержки со стороны муниципальных властей, что создает целый спектр, казалось не смертельно, но все же болезненных проблем, которые до боли известны и избиты .
Но вот, к примеру, в городе Нежин на Черниговщине велосипеды находятся в особом статусе. Это один из основных видов передвижения по городу. В Нежине удачно сочетаются частный сектор с многоэтажной застройкой. Центральные районы населенного пункта окутывают крепкими объятиями частные дома. Здесь в каждом хозяйстве есть велосипед, а то и не один. С детства родители приучают детей к двухколесному таинству.
В общем-то украинцы велосипедный народ. Любой может зайти в интернет-магазин велосипедов и выбрать себе модель по душе и средствам. Велосипед идеально подходит к нашим особенностям рельефа, к нашей ментальности, и всегда может пригодиться. О селах говорить не приходится, здесь это незаменимая вещь. В городах реже, но тоже этот вид транспорта все активнее присутствует. Одна беда у нас – дороги. Мало того, велодорожки начинают только появляться да и то в крупных городах.
Стоит отметить и о растущем интересе к велосипедной культуре молодежи разного возраста. Широкую огласку и популярность приобрел BMX – велосипед небольшого размера для выполнения различных трюков. «Правильные биемиксеры», даже имеют собственные места, где собираются для оттачивания приемов и вообще для хорошего и полезного досуга, формируя таким образом определенную субкультуру любителей велосипеда.
Сейчас в городах чаще всего отсутствуют площадки для велосипедистов, нет и четкой линии велодорожки (ее заменяют широкие тротуары, которые присутствуют только на центральных улицах). Часто родители жалуются на опасность катания на велосипеде по проезжей части. Но несмотря ни на что надежда на велодорожки у украинцев с активной жизненной позицией не угасает.
Велодорожка не так уж много стоит. Например, в Германии тротуар разделен на две части, ничего они не ограждали и не перекраивали. Одна часть для велосипедистов, другая для пешеходов. Главное не забыть, какая твоя. Уже есть велодорожки похожего вида и в России. Наш Львов тоже движется в направлении содействия веложизни.
В целом можно сказать, что тенденция развития велозаинтересованности и приоритетности среди населения Украины полностью утешительная. Всем кто не представляет своей жизни без велосипеда просто-напросто нужно объединяться с единомышленниками, заявлять о себе. Чаще устраивать совместные велопробеги, соревнования. Доносить свои идеи и стремление через СМИ к обществу и власти. Быть готовым совместно с властными структурами воплощать желаемое. Большую роль играет власть на местах, диалог с которой необходим. Возможно привлечение спонсоров или меценатов. Главным принципом деятельности и взаимодействия в деле распространения велоидей здорового образа жизни остается общественная инициатива. И здесь уже не играет роли фактор большого или маленького города. Зависит все от самих людей, насколько им это необходимо, насколько полезно и практично.