Рэп: история триумфа

Прошлогоднее видео, в котором Эминем призывает американцев к восстанию, уже собрало более 46 миллионов просмотров. Как направление, зародившееся в условиях “черных кварталов”, сейчас выбилось в топ?

Эминем таким образом присоединился к награждению премией BET Hip-Hop Awards. Из-за насмешек американского президента над лидером Северной Кореи. Из-за расизма. В конце концов, из-за искажения всего курса США как демократического государства.

Всего за 50 лет рэп прошел путь от социальных низов бедного населения до миллиардов долларов.

Бронкс

В Бронксе (Нью-Йорк) Microsoft и Google создают интерактивную студию Роулстон, где впервые состоялась запись рэперских пластинок. Именно здесь откроют Музей хип-хопа. Почти 50 лет назад ямайский диджей Кул Герк приехал в Бронкса и зачитал под бит, чтобы развлечь публику. Так начал зарождаться хип-хоп, о котором лучше всего можно получить представление послушав лучшие песни Ice Cube, а впоследствии усовершенствовалась именно начитка текста – рэп.

Сейчас в Бронксе функционирует около тридцати лейблов, а следовательно, целый ряд студий звукозаписи. Выходцами отсюда есть Afrika Bambaataa, Слик Рик, Кул Кит, Ди-Найс и т.д., а в Нью-Йорке, между прочим, работают 50 Cent и Diddy.

На рубеже тысячелетий

Направление возникает в афроамериканской среде США не случайно. Исполнители понимают, что можно говорить не только о тусовке. Этот момент стал переломным. Dr.Dre с Eazy-E основывают N.W.A. (Niggaz With Attitudes). С тех пор рэп стал настоящим языком улицы, благодаря которому афроамериканцы смогли бороться с расовой дискриминацией. Острая критика общественного порядка в треках (т.н. гангста-рэп) привела к запретам их концертов и даже письмам от Федерального бюро расследований. “Защита насилия и нападений является неправдой, мы в правоохранительных органах исключаем такие действия” – объясняли в ФБР. Подробнее об этом рассказывается в фильме Ісе-Т, основателя гангста-рэпа. “Что-то из ничего: искусство рэпа” вышел в 2012-м при финансировании ВВС (British Broadcasting Corporation).

Впоследствии в восьмидесятые на арену выходят и “белые” представители этого жанра – Beastie Boys. За тридцать лет они полностью трансформировали свой стиль, поэтому в 2008 году получили премию “Грэмми” в номинации “лучший инструментальный поп-альбом”.

В 90-е возникает батл-рэп, начинается борьба “ист кост” и “вест кост”. Сейчас на рэп-батлах оскорбляют оппонента и его родителей преимущественно без дальнейшего разгара конфликта за пределами площадки. Но трагическая перепалка лейблов Death Row Records и Bad Boy Records в 1996 закончилась смертельным выстрелом в 2Pac, а также убийством его оппонента – Notorious BIG.

После этого конфликта гангста-рэп прекращает существовать. Теперь работать в этом направлении могут не только афроамериканцы из бедных районов. Это было большое начало разделения на андерграунд и мейнстрим, а также толчок к массовой коммерциализации.

Андерграунд и мейнстрим

Формируются каноны. Для успешного трека нужен не только крутой текст, но и новые биты. Одним из самых успешных битмейкеров становится Dr.Dre. А также при его продюсировании успешными стали Snoop Dog, 50 Cent, Eminem (у которого, между прочим, 15 премий “Грэмми” и Оскар).

Двухтысячные закрепили позиции поп-музыки. На рэпе тоже хотят зарабатывать. Происходит массовое создание лейблов, лучшие из которых резко вырываются вперед. Это условно делит мейнстрим на территориальные центры:

  • Запад – родина фанка, различные направления здесь развивали 2Pac (гангста), D.Dre (джи-фанк) и Snoop Dog (дроул). Сейчас, кстати, джи-фанк доминирует над новыми его представителями.
  • Восток совмещал течения Old School и New School, а это джазовые сэмплы и R’n’B. 50 Cent работал с Dr.Drе, а Jay-Z создал масштабный Нью-Йоркский лейбл “Roc-A-Fella Records”.
  • Цетральный Запад отличается мрачной атмосферой треков и сценами жестокости. Именно здесь Эминем читал рэп об издевательствах над ним во время жизни в гетто.
  • Южный рэп отличный лаунжевым звучанием, которое помогло Lil Wayne собрать почти 500 миллионов просмотров его клипа “Mirror”.

“Королем андерграунда” называют основателя лейбла “Strange Music” Tech N9ne. Сюда входят Krizz Kaliko, Kutt Calhoun, Big Scoob и др.

Пересечение границ

Считается, что впервые на территории бывшего СССР рэп прозвучал в начале девяностых. Группа “Час Пик” записывает двадцатиминутный альбом “Рэп”.

Правда, в альбоме было гораздо больше рока, а рэп слышался в отдельных моментах. Но это не помешало группе раздаваться со всех магнитофонов. Впоследствии Алла Пугачева спонсирует группу “Мальчишник”, которая шокирует советскую молодежь темами секса и наркотиков. А В 2011 году. Песня “Секс-контроль” вообще была признана российским правительством экстремистской. Сейчас группа прекратила свое существование.

Конечно, не обошлось без модификаций направления. Прежде всего – это социальная направленность, точнее, ее отсутствие. Молодежь топталась на том же месте, которое давно обыграли американские рэперы.

Но пройдет немного времени и рэп на славянских просторах остро и стремительно о себе заявит. Иначе как объяснить, что один из клипов Эминема видел каждый седьмой житель планеты – 1 миллиард просмотров?

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

17 − fifteen =