Plitkar

Рэп: история триумфа

Прошлогоднее видео, в котором Эминем призывает американцев к восстанию, уже собрало более 46 миллионов просмотров. Как направление, зародившееся в условиях “черных кварталов”, сейчас выбилось в топ?

Эминем таким образом присоединился к награждению премией BET Hip-Hop Awards. Из-за насмешек американского президента над лидером Северной Кореи. Из-за расизма. В конце концов, из-за искажения всего курса США как демократического государства.

Всего за 50 лет рэп прошел путь от социальных низов бедного населения до миллиардов долларов.

Бронкс

В Бронксе (Нью-Йорк) Microsoft и Google создают интерактивную студию Роулстон, где впервые состоялась запись рэперских пластинок. Именно здесь откроют Музей хип-хопа. Почти 50 лет назад ямайский диджей Кул Герк приехал в Бронкса и зачитал под бит, чтобы развлечь публику. Так начал зарождаться хип-хоп, о котором лучше всего можно получить представление послушав лучшие песни Ice Cube, а впоследствии усовершенствовалась именно начитка текста – рэп.

Сейчас в Бронксе функционирует около тридцати лейблов, а следовательно, целый ряд студий звукозаписи. Выходцами отсюда есть Afrika Bambaataa, Слик Рик, Кул Кит, Ди-Найс и т.д., а в Нью-Йорке, между прочим, работают 50 Cent и Diddy.

На рубеже тысячелетий

Направление возникает в афроамериканской среде США не случайно. Исполнители понимают, что можно говорить не только о тусовке. Этот момент стал переломным. Dr.Dre с Eazy-E основывают N.W.A. (Niggaz With Attitudes). С тех пор рэп стал настоящим языком улицы, благодаря которому афроамериканцы смогли бороться с расовой дискриминацией. Острая критика общественного порядка в треках (т.н. гангста-рэп) привела к запретам их концертов и даже письмам от Федерального бюро расследований. “Защита насилия и нападений является неправдой, мы в правоохранительных органах исключаем такие действия” – объясняли в ФБР. Подробнее об этом рассказывается в фильме Ісе-Т, основателя гангста-рэпа. “Что-то из ничего: искусство рэпа” вышел в 2012-м при финансировании ВВС (British Broadcasting Corporation).

Впоследствии в восьмидесятые на арену выходят и “белые” представители этого жанра – Beastie Boys. За тридцать лет они полностью трансформировали свой стиль, поэтому в 2008 году получили премию “Грэмми” в номинации “лучший инструментальный поп-альбом”.

В 90-е возникает батл-рэп, начинается борьба “ист кост” и “вест кост”. Сейчас на рэп-батлах оскорбляют оппонента и его родителей преимущественно без дальнейшего разгара конфликта за пределами площадки. Но трагическая перепалка лейблов Death Row Records и Bad Boy Records в 1996 закончилась смертельным выстрелом в 2Pac, а также убийством его оппонента – Notorious BIG.

После этого конфликта гангста-рэп прекращает существовать. Теперь работать в этом направлении могут не только афроамериканцы из бедных районов. Это было большое начало разделения на андерграунд и мейнстрим, а также толчок к массовой коммерциализации.

Андерграунд и мейнстрим

Формируются каноны. Для успешного трека нужен не только крутой текст, но и новые биты. Одним из самых успешных битмейкеров становится Dr.Dre. А также при его продюсировании успешными стали Snoop Dog, 50 Cent, Eminem (у которого, между прочим, 15 премий “Грэмми” и Оскар).

Двухтысячные закрепили позиции поп-музыки. На рэпе тоже хотят зарабатывать. Происходит массовое создание лейблов, лучшие из которых резко вырываются вперед. Это условно делит мейнстрим на территориальные центры:

“Королем андерграунда” называют основателя лейбла “Strange Music” Tech N9ne. Сюда входят Krizz Kaliko, Kutt Calhoun, Big Scoob и др.

Пересечение границ

Считается, что впервые на территории бывшего СССР рэп прозвучал в начале девяностых. Группа “Час Пик” записывает двадцатиминутный альбом “Рэп”.

Правда, в альбоме было гораздо больше рока, а рэп слышался в отдельных моментах. Но это не помешало группе раздаваться со всех магнитофонов. Впоследствии Алла Пугачева спонсирует группу “Мальчишник”, которая шокирует советскую молодежь темами секса и наркотиков. А В 2011 году. Песня “Секс-контроль” вообще была признана российским правительством экстремистской. Сейчас группа прекратила свое существование.

Конечно, не обошлось без модификаций направления. Прежде всего – это социальная направленность, точнее, ее отсутствие. Молодежь топталась на том же месте, которое давно обыграли американские рэперы.

Но пройдет немного времени и рэп на славянских просторах остро и стремительно о себе заявит. Иначе как объяснить, что один из клипов Эминема видел каждый седьмой житель планеты – 1 миллиард просмотров?

Exit mobile version