Красный или синий: почему не стоит гнаться за дипломом отличника

«Главное, чтобы ты хорошо учился!». Идею, что хорошие оценки — это залог светлого будущего, нам закладывали в головы еще с первого класса. Но не слишком ли много переживаний вокруг цифр в журнале и зачетке? Насколько действительно важны оценки и стоят ли они твоих нервов?

почему не стоит гнаться за дипломом отличника

Откуда растут ноги у плохих оценок

Несовершенная система образования

Летом-осенью 2017 МБФ «Международный фонд исследований образовательной политики» решил выяснить, как вузы оценивают качество предлагаемой ими образования. Авторы исследования Тарас Фиников и Виталий Терещук опросили студентов 124 украинских вузов, представлявших весь спектр высших учебных заведений по размерам, регионам и формам собственности.

Одной из задач проекта было выяснить, как университеты подходят к оценке качества преподавания отдельных дисциплин. Большинство заведений ограничивается обеспечением методическими материалами. К мнению студентов прислушиваются очень редко, еще меньше внимания уделяют мыслям потенциальных работодателей и изучению требований рынка. Аналогичная ситуация с формированием образовательных программ: чисто косметическая модификация уже имеющихся и содержание старых программ «до последнего студента». Поэтому насколько стоит прилагать усилия для хороших оценок, не имея четкого ответа на вопрос, где ты сможешь это все применить на практике?

Личные страхи и переживания

Психологи говорят, что страх и тревожность — это шлагбаумы, блокирующие движение энергии, которая помогает думать, принимать решения, усваивать знания. Реакции страха — бей, беги, застынь. Где здесь об учиться, открывать новое, расширять горизонты? Тогда что такое для тебя оценка?

Чтобы определить это, возьми лист и разделения его на две колонки. В первой пиши вопрос: «Почему для меня важны хорошие оценки?». Во второй — ответ. Теперь снова в первую колонку и снова тот же вопрос. Во второй колонке — ответ. Повторяй, пока не появится ощущение, что уже действительно все сказано. Скажем сразу, что истинные причины открываются ближе к финалу, а все, что приходит первым, — это наносное, избитое, то, что безопасно предъявить миру. Так зачем тебе высокие баллы? Твои усилия действительно того стоят?

Не твое направление деятельности

Так бывает, что вуз выбираешь не ты, а родители. Или идешь с другом/подругой за компанию. Или представляешь себе одно, а на деле имеешь совсем другое. Не стоит требовать от себя высоких показателей в учебе, когда это совсем не твое направление. Но вдруг направление твое, а ты просто ленишься и не хочешь прилагать усилия?

Это легко проверить. Представь себя лет через пять после получения диплома. Ты уже успел (-а) найти работу на https://jobs.ua/vacancy/search, поработать, набраться опыта, занять какую-то должность. Как тебе в этой профессии? Уверенно ли ты себя чувствуешь? Есть ощущение, что проживаешь чью-то жизнь, а не свою? Представь, как проходит твой рабочий день, неделя. С чего он состоит, какие трудности возникают? Как ты общаешься с коллегами, какое твое место в профсообществе? Доволен (-а) ты результатом этого опыта? Если да, то поищи причины лени, выставь их за дверь и берись за обучение.

Учиться — это всегда полезно, и если хорошая оценка преподавателя, которого ты уважаешь, является твоим стимулом, то пусть так и будет! Но одновременно живи на полную, дружи, тусуйся, волонтерь, стажируйся — бери от этих лет лучшее!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × три =