Как Япония повлияла на современную моду

Япония – страна восходящего солнца с самобытной культурой и традициями. Она вдохновляет и завораживает. Именно поэтому мы решили рассказать, как Япония изменила мировую моду.

Пояса-оби

Традиционными женскими оби завязывают кимоно. Его изготавливают из шелка контрастного к халату цвета и украшают узорами. В разложенном виде пояс достигает 30 сантиметров в ширину и 4 м в длину, поэтому его нужно уметь правильно завязывать – в идеале должна получиться широкая полоса на талии и гигантский декоративный бант на спине. Выглядит он настолько впечатляюще, что вдохновил не одно поколение западных дизайнеров на эксперименты. Из последних примеров смотрите коллекции Litkovskaya.

Кимоно и халаты

Общепринятой одеждой японцев несколько веков подряд был халат: мужчины победнее носили с брюками его сокращенную версию, состоятельные горожане набрасывали несколько халатов один поверх другого, женщины же вообще никогда не надевали брюки – их одеждой был только халат-кимоно.

Шились и мужские, и женские халаты по одному принципу: прямой крой, цельная полотняная ткань, изогнутые на плечах, вшитые клинья, которые опускались до самого подола, а также прямые широкие рукава. Простота и практичность этой конструкции вдохновляет и сейчас, посмотрите хотя бы на коллекции Тома Брауна, Крейга Грина, Джонатана Андерсона или Лилии Литковской.

Обувь гэта, дзори, таби

Японцы не особо заморачивались с обувью и придумали для себя несколько видов сандалий. Носили они преимущественно плоские сандалии с плетеной подошвой из соломы, конопли и других трав на шелковых или соломенных завязках. Назывались они дзори.

Горожане носили сандалии-гэта – вырезанные из цельных кусков дерева, прямоугольные, на невысокой колодке. Надевали их на босую ногу или на специальные невысокие полотняные носки таби. Такие носки были особой формы: для большого пальца у них было свое отделение, и это позволяло легче связывать гэты на ногу.

По подобию обычных таби вскоре появились Дзика-таби – носки из тяжелых, жестких и поэтому прочных материалов, иногда с прорезиненной подошвой, которые можно использовать как полноценную обувь.

Традиционные Дзика-таби легли в основу обуви из первой коллекции Мартина Маржела сезона весна/лето-1989. Тогда дизайнер обул моделей в кожаные сапоги с отдельным большим пальцем. Каждую пару обуви он специально смочил в краске перед показом, чтобы зрители оценили необычные следы на белом подиуме.

Принты

Японская живопись, основанная на мотивах природы, гравюры, которые поражают своим изяществом, цветочные узоры на тканях и каллиграфия часто становятся отправной точкой для современных дизайнеров. Рисунки в японской стилистике, например, не так давно украсили мужскую и женскую коллекции Тома Брауна, а теперь еще и стали главными в новой коллекции Valentino.

Сувенирные куртки

После Второй мировой войны американские солдаты, служившие на военных базах в Японии, украшали свои куртки вышивкой с традиционными японскими мотивами и привозили на родину в качестве сувенира. С тех пор такие куртки стали достаточно популярными как на Западе, так и среди местного населения, а этой весной появились в показах Louis Vuitton, Saint Laurent, Gucci, Dolce & Gabbana и многих других.

Деконструктивисты

В начале 70-х годов два японских дизайнера, которые в будущем стали легендами, Такада Кензо и Иссей Мияке, попытались покорить западную модную индустрию, но удалось им это не сразу. Новые идеи и концепции совершенно не приживались среди консервативной европейской публики. Однако Кензо и Мияке уверенно открыли фирменные магазины в Париже и продавали в них свою одежду из резины, железа, бумаги и самых разнообразных материалов “будущего”.

В начале следующего десятилетия произошел “японский прорыв”: в 1981 году Ёдзи Ямамото и Рей Кавакубо показали свои коллекции в рамках Парижской Недели моды и просто шокировали европейцев: коллекции их выглядели с одной стороны, как произведения искусства, с другой, как карикатура на европейскую одежду. Тогда стиль коллекций японцев называли destructuree look, позже это направление в дизайне одежды получило название “деконструктивизм”.

Преобладание черного цвета, бескомпромиссная многослойность, трансформация одежды, игры с ее фрагментами, попытки совместить несовместимое, отказаться от традиций, от канонов “хорошего вкуса” – Кавакубо и Ямамото фактически разрушили традиционные представления о форме, функциональности и границах одежды, рассматривая ее как элемент чистого искусства, как объект для экспериментов.

Именно благодаря деконструктивизму в современной моде почти не существует строгих разграничений между одеждой для дня и для вечера, для отдыха и для работы, элементы униформы проникли в повседневную одежду, а мотивы спорта – в вечерний наряд. Нарядные ткани – бархат, парча, атлас, кружево – заняли свое место в повседневном гардеробе, а кожа, деним, трикотаж и твид взлетели до уровня красных дорожек.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

twenty − three =