Не возникает сомнений, что соответствующим воспитанием можно заставить детей делиться с окружающими. Однако недавнее исследование показало, что дети дошкольного возраста при этом не испытывают тех положительных эмоций, которые получают, когда могут делиться по собственной воле.
Результаты исследования, опубликованные в научном журнале Frontiers in Psychology, показали, что дети в возрасте от 3 и до 5 лет чувствуют себя значительно счастливее, когда имеют возможность по собственной воле поделиться наградой с другим ребенком, чем тогда, когда решают оставить все вознаграждение себе. Это доказывает, что когда решение поделиться является добровольным и альтруистическим, оно приносит детям больше положительных эмоций и стимулирует продолжать делиться с другими. Когда дети вынуждены делиться, потому что так требуют социальные нормы, они склонны следовать этим требованиям, делятся больше, однако, не испытывают при этом радости.
Эксперимент
Для проведения исследования ученые в отобрали в детских садах 51 ребенка в возрасте 3 лет и 88 детей в возрасте 5 лет. Половину дошкольников поместили в условия, когда им надо было поделиться по собственной воле, в то время как ко второй группе применили психологическое давление.
Всем участникам исследования дали по шесть наклеек в качестве вознаграждения за завершение наполовину сложенного пазла. Затем каждого из них попросили поделиться наградой с другим ребенком, которого не было в это время в комнате, однако, составившего первую часть пазла за день до того.
Одной группе участников сказали, что наклейки принадлежали им в той же степени, что и другому ребенку, который начала складывать пазл, поскольку они оба выполнили одинаковую часть задачи. Другой группе было сказано, что наклейки принадлежат им, ведь они закончили складывать пазл. Однако этим детям также предоставили возможность поделиться с ребенком, который складывал пазл за день до того но не получил вознаграждение, поскольку ведущий забыл принести наклейки.
Каждому участнику выдали два конверта: один для них, а второй для другого ребенка. Ребенок мог сам решить, как распределить наклейки между конвертами. Ход исследования и реакция ребенка фиксировались на камеру для дальнейшей расшифровки мимики участников до, в процессе и после разложения наклеек в конверты.
Результаты
Исследование показало, что на склонность делиться влияет возраст участников. Тридцать три процента 3-летних детей отдали часть наклеек добровольно и вдвое больше, а именно 63%, отдали их под психологическим давлением. 5-летние участники проявили больше желания делиться с другими. Около 68% из них отдали наклейки по собственной воле и 87% сделали это, когда их заставили. Что также интересно, 5-летние участники, которые делали это по собственной воле, отдали большее количество наклеек. Что же касается 3-летних, обе группы отдали одинаковое количество.
Выводы
Авторы исследования сделали вывод, что старшие дети более склонны следовать социальным нормам в ситуациях, которые предусматривают необходимость делиться в зависимости от заслуг, то есть от того, какой вклад вносит каждый участник в выполнение задания.
Ученые также отметили, что лица детей независимо от возраста отражали больше положительных эмоций, когда они по своей воле вкладывали наклейки в конверт для другого ребенка, чем когда они складывали их в свой конверт. Иными словами, делясь по собственной воле чем угодно – своими игрушками, которые родители приобрели им в детском интернет-магазине https://girafka.com.ua/, книгами, личными вещами и т.д., дети демонстрируют больше счастья, чем те, которых вынуждают делиться родители, общество и социальные нормы. Кроме того, детское понимание необходимости делиться увеличивается с возрастом, однако, на это влияют и другие факторы. Дети лучше понимают состояние окружающих: их эмоции, потребности, желания и стремления, что также влияет на решение поделиться.