Те, кого большинство из нас привыкли не замечать или относиться к ним с пренебрежительной жалостью, часто имеют сложную личную жизнь.
“Я – Сэм” (2001). Драма, США. Режиссер Джесси Нельсон
В главных ролях: Шон Пенн, Мишель Пфайффер, Дакота Фэннинг.
Главному герою приходится отстаивать свои родительские права в суде. Он борется за право опеки над своей дочерью, которую воспитывал до 8 лет, только по одной причине – у него умственная отсталость. Однако, главное здесь даже не правовой аспект. Главное, что представляет собой сам Сэм, этот посредственный на вид человек с ограниченными умственными способностями.
Все знают, что Сэм умеет варить кофе, подавать еду, выгуливать собак и этим зарабатывает на жизнь, и мало кто видел его с другой стороны. Ему действительно хорошо удается воспитывать детей, то есть не только осуществлять базовый уход, – он понимает их и знает, чего они хотят. Кроме того, он умеет слушать, сочувствовать и утешать. А это уже касается не только детей. А еще он способен жертвовать собственными интересами ради счастья других.
“Бенни и Джун” (1993). Драма, комедия, США. Режиссер: Джеримайя С. Чечик
В главных ролях: Джонни Депп, Мэри Стюарт Мастерсон, Эйдан Куин, Джулианна Мур.
После трагической гибели родителей у Джун развивается шизофрения, а ее старший брат Бен становится ее законным опекуном. С тех пор он отказывает себе во всем, чтобы создать для нее комфортные условия.
Он избегает длительных отношений с женщинами и ни разу не приводил женщину домой. Если они с сестрой принимают гостей, то это могут быть только люди, к которым она привыкла. Но вопрос в том, не лишает ли чрезмерная опека Бена Джун того, что на самом деле ей необходимо? Потому что, возможно, соответствующее общество смогло бы улучшить ее внутреннее состояние?
“Я – тоже” (2009). Драма, Испания. Режиссер: Антонио Нахарро, Альваро Пастор
В главных ролях: Лола Дуэньяс, Пабло Пинеда, Изабель Гарсия Лорка, Антонио Нахарро.
Он и она. Они вместе работают. Он имеет высшее образование, крепкую семью и любящих родителей. Он остроумный, эрудированный, разбирается в искусстве, знает, как организовать свой досуг, пытается держать себя в форме.
Она одинока, по непонятным причинам избегает общения со своей семьей, много курит, по пятницам напивается одна и имеет случайные связи с незнакомыми мужчинами. Но он в ней видит только хорошее: “Она так хорошо работает. В ней есть сила, есть жизнь. А как она сосредоточена! Она удивительная!” Он сочувствует ей и пытается ее понять. И еще: у него – синдром Дауна.
“Моцарт и Кит” или “Сумасшедшие от любви” (2005). Романтическая комедия, драма, США. Режиссер: Петтер Несс
В главных ролях: Джош Хартнетт, Рада Митчел, Гэри Коул, Шила Келли.
Дональд создал клуб для одиноких людей с различными расстройствами аутистического спектра, “потому что сам был одинок”. Однажды туда приходит Изабелла, и у них завязывается стремительный и сумасшедший роман. Однако отношения быстро портятся, так как, несмотря одинаковый диагноз (синдром Аспергера), они совершенно разные люди: Дональд “хочет быть нормальным”, а Изабелла – нет.
Она привыкла всех шокировать и делает из своих ментальных особенностей культ. Еще она не умеет успокаиваться или сдерживаться, а он умеет. Ему в этом помогают числа – Дональд постоянно осуществляет в уме различные математические операции и часто использует это как сенсорную регуляцию. И эта его способность, в конце концов, спасает их отношения.
“Адам” (2009). Романтическая драма, США. Режиссер: Макс Майер
В главных ролях: Хью Дэнси, Роуз Бирн, Питер Галлагер, Эми Ирвинг.
Адаму 29 лет, но он только начинает по-настоящему учиться жить, хотя и имеет диплом инженера и работу по специальности. В его квартире, шкафу и даже холодильнике все в строгом порядке, он каждый вечер ест макароны с сыром и просматривает шоу, которые знает наизусть. И очень боится перемен. Ибо у него высокофункциональный аутизм.
У Адама случайно завязывается роман с новой соседкой Бет, которой нравятся его странности и долговременные рассказы о космосе. Эти отношения помогали этой девушке лучше понять себя и наконец-то найти ответ на вопрос: “Чего я хочу?”. Они даже вдохновляют ее на написание детской книги, и, все равно, из-за множества нюансов оказываются слишком сложными для нее. Поэтому Бет бросает Адама в ночь перед вынужденным переездом. Однако, как оказалось, действительно научиться жить Адаму удается лишь тогда, когда он остается совсем без поддержки, на которую привык рассчитывать.