Автомобили становятся все более совершенными с точки зрения дизайна и технологий, и этот процесс также применим к тормозным системам.
Как и почему за эти годы совершенствовалась тормозная система
Это можно проанализировать на примере компактной модели определенной марки, к примеру, Рено Кенго или любой подобный автомобиль. Первое поколение этого автомобиля в одной версии было оснащено двигателем объемом 1600 см3 и мощностью 55 кВт. Параметры установленных в нем тормозов были следующие:
- передние невентилируемые диски диаметром 239 мм;
- барабанные тормоза диаметром 180 мм сзади.
С другой стороны, четвертое поколение аналогичной модели, оснащенное двигателем аналогичной мощности, имеет тормоза со следующими параметрами:
- передние вентилируемые диски 256 мм;
- сзади – невентилируемые диски 232 мм.
Мощности этих автомобилей одинаковы. Так почему же тормозные колодки Рено Кенго и вся тормозная система совсем другая, по сравнению с первым поколением автомобиля? Ответ – из-за веса автомобиля. Масса транспортного средства является вторым фактором, наряду со скоростью, который определяет количество кинетической энергии, которую тормоза должны преобразовывать в тепловую энергию. Автомобили становятся все тяжелее (разница в весе между упомянутыми выше I и IV поколениями одной и той же модели может достигать 50%), поэтому конструкторы вынуждены разрабатывать все более эффективные тормоза.
Современные тормозные диски и колодки
Сравнивая тормозные системы этих двух автомобилей, следует также отметить, что барабанные тормоза на задней оси заменены дисковыми. Это связано с тем, что последние обладают гораздо большей теплоотдачей. Если тормозная система имеет недостаточный тепловой КПД, температура поднимется выше допустимых значений. Это приводит к почти полной потере тормозного усилия в результате интенсивных газовых явлений, возникающих при контакте диска с колодкой, и риску «вскипания» тормозной жидкости.
Способность остановить автомобиль на минимально возможном расстоянии и устойчивость к перегреву – параметры тормозной системы, особенно важные из соображений безопасности. Однако следует упомянуть и о «комфорте торможения». Правильно функционирующая система должна работать без вибраций, скрипов и других необычных шумов. Водитель также должен иметь возможность точно дозировать тормозное усилие.
Качество – залог надежности
Всем вышеперечисленным требованиям могут соответствовать только диски и колодки известных производителей. Диски должны быть отлиты из правильного материала, а затем обработаны, чтобы обеспечить достаточную шероховатость поверхности и отсутствие биения (т.е. отсутствие боковых отклонений во время работы диска – вращения). Очень важен способ охлаждения. Слишком быстрое охлаждение дисков вызывает так называемый «холодный стресс». Это явление может вызвать быструю деформацию дисков и чаще всего наблюдается в так называемых дешевых заменителях, производимые на заводах, не соблюдающих технологические режимы.
Ради собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения, а также для соответствующего комфорта вождения стоит инвестировать в тормозные диски и колодки, произведенные проверенной компанией.