Совсем скоро все православные христиане будут отмечать свой главный праздник – Пасху. Говорят, что на Пасху даже солнце долго не заходит. Для украинцев праздник Воскресения Христова действительно является Великим днем.
Возможно, для кого-то станет открытием, что христианская Пасха, которая во многих европейских языках также называется Пасха (например, итальянском – Pasqua, испанском – Pascuas, французском – Paques), не имеет никакого отношения к еврейскому празднику Пасхи, связанного с освобождением иудеев из египетской неволи. Согласно Библии, иудейский Бог Яхве уничтожил все живое на египетской земле. Чтобы по ошибке не стереть с лица земли иудейский народ, он приказал евреям обозначить двери их домов кровью жертвенных ягнят. Дома с такими метками он обошел. С тех пор евреи отмечают Пасху. А для христиан, как все мы хорошо знаем, это день, когда Христос воскрес из мертвых ради спасения людей.
В Украине праздновать Пасху начали после введения христианства в Киевской Руси в 988 г. В языческие же времена Пасха в Украине была ничем иным, как днем природы, которая обновлялась после долгой зимы, праздником весеннего равноденствия. Уже тогда существовали обряды, сохранившиеся до наших дней, например: празднование Вербицы (Вербного воскресенья), роспись писанок, выпекание каравая (Пасхальной Бабки, или, как ее называют с середины XVIII в., “паски”) и другие.
Когда на нашу землю пришло христианство, языческие традиции смешались с христианскими. Это уникальное сочетание язычества и христианства отображается в пасхальных верованиях и обрядах украинцев, как ни пытались их запретить нашему народу, например, такие ритуалы, как посвящение караваев и писанок душам усопших.
Впрочем, тот факт, что даже за несколько веков мировоззрение нашего народа кардинально не изменилось, выглядит вполне естественно. Ведь украинцы придерживались и, несмотря на все запреты, репрессии и геноциды, до сих пор придерживаются древних обычаев своих предков. К счастью, в некоторых регионах Украины эти вековые традиции сохранились до наших дней. О них мы и поговорим сегодня.
На Левобережье Украины есть поверье: если пойти на кладбище и похристосоваться с умершими родственниками в тот момент, когда в церкви впервые прозвучит “Христос воскрес!”, из могил можно услышать в ответ: “Воистину воскрес!”
Кстати, думаем, вам будет интересно узнать, откуда пошла традиция христосования. Некоторые исследователи считают, что она происходит от языческого весеннего обряда встречи членов общины после долгой зимы, которую люди проводили небольшими группами, чтобы пережить морозы. Другие ученые предполагают, что этот обряд еще древнее. Ведь в древности считалось, что во время дыхания человека как выходят наружу частицы его души. После принятия христианства люди начали верить, что, когда они целовали на Пасху иконы и крест, их озаряла магическая сила этих предметов. Во время христосования они обменивались духом, который вошел в них на Пасхальной службе Божьей после того, как они поцеловали священные реликвии.
На Херсонщине с давних времен существует интересная традиция ставить на пасхальный стол с пищей символическую “могилу” – тарелку, наполненную землей с проросшими стеблями овса, который сеяли незадолго до праздника. Между этими зелеными побегами клали столько яиц, сколько в этой семье усопших родственников. Эта тарелка с пасхальными яйцами была в доме до “проводов” (вторая неделя после Пасхи, которая для украинцев является поминальной).
Как известно, Пасхе предшествует очень длинный пост. Обряд разговения (начала потребления скоромной пищи после поста) в различных регионах Украины происходит по-разному. На Подолье, Волыни и Западной Галиции, например, до наших дней сохранился такой ритуал: хозяин три раза обходит стол с миской, наполненной святой едой. Затем он разрезает несколько посвященных яиц и преподносит каждому члену семьи кусок яйца с такими словами: “Дай нам, Боже, и на тот год дождаться Светлого Воскресения Господня в добром здравии!”.
В Восточной и Центральной Украине во время разговения люди старались не упустить ни одной крошки посвященных блюд на пол, каждую крошечку бережно подбирали. Затем эти крошки бросали в огонь, чтобы те не достались мышам. Считалось, что мыши, поев святой пищи, превращались в летучих мышей и угрожающе кружили над головой тех, кто упустил вниз освященное.
Первые скорлупы из посвященных яиц бросали в водоемы – озера или реки. Напиваться во время разговения нельзя. Наши предки верили: кто напьется на разговение, того Бог накажет – этот человек целый год будет ходить как в полусне.
На Херсонщине также существовал такой обряд: для родственников, которых не было за праздничным столом вместе со всеми другими членами семьи, поскольку они были в пути, отрезали кусок пасхального кулича, заворачивали его в полотенце, куда также клали три яйца, и помещали все это в углу. Через 40 дней, на Христово Вознесение, если путешественники к тому времени еще не вернулись, это “добро” отдавали нищим.
На Киевщине была традиция после разговения умываться из миски, в которую клали монету и два пасхальных яйца. Затем эту воду выливали в огонь. В регионе также несколько своих примет по Пасхе: если в этот день облачно или идет дождь – будет урожай. Человек, который умрет в день праздника, попадет в рай. Дети, которые родились на Пасху, будут несчастливы.
Считалось, не здороваться на Пасху (даже с теми людьми, с которыми имеешь не слишком дружеские отношения) – страшный грех. На Слобожанщине на Пасху после обеда шли на кладбище христосоваться с умершими и клали на могилы освященные яйца.
В Пасхальный понедельник (на второй день праздников) на Гуцульщине и Бойковщине юноши проводили своеобразный обряд очищения девушек – обливали их холодной водой. Родители девушек в этой местности были не против, а даже радовались тому, что поливальщики приходили к ним обливать дочерей – значит, надежда есть, можно готовить приданое! Этот обычай известен и в других регионах Украины, в частности, на Подолье. Благодаря этой традиции, Пасхальный понедельник получил название “обливальный” или “поливальный”. Говорят, что в наши дни на Подолье девушек обливают не водой, а духами.
На третий день крестьяне провожали праздники, гуляя в трактирах. Пасха завершалась, но все еще везде звучало “Христос воскрес!” – “Воистину воскрес!”. В некоторых регионах так здоровались вплоть до самого Вознесения.