Пять небанальных причин, почему украинский студент и преподаватель тратят время друг друга. Решение этих проблем освободило бы их обоих и должно положительный социальный эффект.
День длится дольше
Нагрузки – сумасшедшие. Такие темпы только в Гарварде и Сорбонне, однако, высшее образование за рубежом все-таки намного качественнее и престижнее, чем наше украинское. Тем не менее, на первом курсе профессора задают читать по 5 монографий дважды в неделю. Читать можно хоть до пяти утра и все равно не успевать.
Постоянный «мозгоштурм»
Студенты в украинских университетах – это дети, которых надо воспитывать ежедневно. Такого давления “сверху” в западных университетах не чувствуют ни бакалавры, ни магистры. Этому больше способствует невозможность отказаться от профессора, который читает по бумажке или пробивает гвоздем конспекты. Большая часть времени тратится на пустые разговоры. Постсоветский университет не способен существовать без “уроков марксизма-ленинизма”, но теперь они называются ОЖД, Физкультура и Охрана Труда.
Зависимость от посредственных людей
Свободный выбор предметов с минимальным количеством обязательных заставит преподавателей быть интересными для студентов, а студентам – ценить свое время. Украинские университеты не предусматривают миграцию преподавателей. Они сидят на своем месте десятилетиями. Если койко-место на кафедре изменится на сцену-место, замполиты-профессора пойдут работать в менее престижные университеты. Социальные лифты в науке нужны не только ради “справедливости”, но и для прогресса в науке и больших прибылей самих университетов. Университеты с именем должны искать замечательных преподавателей, где бы они ни работали. Должность должна быть причиной для талантливого профессора из провинции писать свою монографию. Сейчас у этого человека нет ни причин, ни возможностей. Он, скорее всего, ее так и не напишет…
Атмосфера равнодушия
Не стоит задавать эссе, если не планируешь его читать. Это не одностороннее упражнение. Без отзыва, это только украденное время. Это как выбрасывать хлеб только от того, что ты не голоден. Украинские университеты имеют массу готовых решений под рукой. Нужно, к примеру, организовывать конференции по любому вопросу, где студенты могут обсудить тексты друг друга. Это дешево и эффективно.
Профессии страстей, профессии денег
Украинские университеты культивируют бедность. Преподаватели открыто жалуются, что они бедные. Даже в системе Павлова, лучший стимул – денежный. Расходы университета на ремонт не могут быть больше расходов на преподавателей. С другой стороны, если бы университет создавал знания, в него бы шли инвестиции из частного сектора. Новые технологии, которые производят выпускники университетов, закупаются на Западе.
Конечно, эрудицию сложно продать, если ее демонстрировать только ради зарплаты в $200. Уважаемые гуманитарии, прекратите писать глупости, “как на Западе”. Писать надо на темы, которые волнуют и требуют решений. К примеру, лингвисты, умеющие писать языки программирования или алгоритмы, зарабатывают не хуже, чем культурологи, которые отвечают за логистику перевозок предметов роскоши. Знания у выпускников должны не только быть, но и работать на прибыль, а значит и на общество.