Отважный, смелый, готовый в любой момент умереть за свою землю – вот, что символизирует старинная мужская прическа – длинная прядь волос на бритой голове. Сегодня информация о том, как называется эта прическа, очень отличается. Одни называют ее чубом, другие – чуприной. Но наиболее распространенное название – оселедец.
Длинную прядь волос на бритой голове казака оселедцем стали называть сравнительно недавно, ведь храбрый чуб на голове запорожца таким “рыбным” названием можно было бы обидеть или даже оскорбить. Название “оселедец” возникло в 20-м веке, значительно позже, чем такая прическа появилась на головах воинов. А оселедцем ее назвали советские писатели. Современные казаки на такое название не обижаются, наоборот – шутят.
Сохранилась интересная заметка, которая подробно рассказывает о древнем обычае украинцев носить чуб. Она была опубликована в “Записках Научного общества имени Тараса Шевченко” около ста лет назад.
“Почти все наши художники, рисуя низовых рыцарей запорожцев, не знают, как надо рисовать их чуприны. Так, например, на рисунке художника Васильковского, изданного на премию российского издания “Нива”, нарисован запорожец так, что чуб и чуприна у него вышли смешанными: поверх обычного чуба, расчесанного на все стороны, лежит от середины головы, отдельная прядь волос – чуприна. Запорожцы Репина, пишущих султану письмо, имеют чуприны посреди головы, как бывает это у китайцев. В театрах при гримировании шевелюры цепляют ближе к затылку. Все это расходится с правдой…”
Сегодня такие прически постепенно опять входят в моду, а обилие всевозможных средств по уходу за волосами позволяет каждому желающему расческу tangle teezer купить и делать из своих волос хоть произведение искусства. Что же касается древних времен, то подобную прическу можно увидеть даже на рельефе в гробнице египетского фараона Хоремхеба (XIV в. до н.э.), где она украшает голову одного из пленных митанийских ариев. Так и путешествовала эта прическа вместе с нашими предками арийцами по всему Евразийскому континенту.
Бытовала она и у сарматов еще во II веке, о чем свидетельствует греческий писатель Лукиан из Само-сати. Византийская летопись так описывает древнерусское войско, которое под руководством Аскольда и Дира 866 года окружило Константинополь: “Эти варвары-русские были хорошего роста… Более значимые из них брили бороды и носили длинные усы; на головах с длинными оселедцами (хохлами) и подбритыми волосами носили островерхие шапки; поверх кольчуги были надеты белые киреи… Вооружены они были топорами, колчанами, копьями и с обеих сторон острыми мечами, а щиты у них вверху и внизу узкие”. Следовательно, казацкий чуб еще в те времена считался признаком знатности рода.
Наши давние князья Аскольд и Дир, Олег и Рюрик, из которых упорно пытаются сделать то шведов, то немцев, во всех договорах и документах называли себя и свою дружину не варягами, норманнами или викингами, а именно Русью. Следовательно, поскольку русские носили чубы, то и у князя Олега он должен быть, так же, как и у его внука Святослава.
Викинги же чубов не носили. А нам в литературе, изобразительном искусстве и в кино постоянно изображали Олега лохматого, с бородой, а иногда даже в псевдоскандинавском шлеме с рогами. Поэтому, например, на миниатюрах, в старинных русских летописях тот же Святослав, Владимир, а также другие князья изображаются в греческой манере – лохматыми и бородатыми. Хотя по монете князя Владимира видно, что он бороды не носил, а Святослав самими же византийскими очевидцами описывается с усами и оселедцем.