В 1980-х годах почти весь мир сошел с ума от появления революционного на тот момент музыкального плеера Sony Walkman, который, без преувеличения, полностью изменил способ общения с музыкой.
Оперные арии в кармане
Идея для Walkman родилась по необходимости. Соучредитель Sony Масару Ибука часто проводил время в командировках, в ходе которых он слушал любимые оперные арии. Ибука был недоволен, что ему приходилось носить громоздкий и большой кассетный плеер. Поэтому он попросил своих коллег разработать более легкое и компактное устройство.
Прототип Walkman был создан в 1978 году. Его ключевым новшеством был оригинальный механизм переключения режимов работы, выполненный из плоских алюминиевых элементов. Благодаря этому устройство было прочным и устойчивым к повреждениям, и в то же время имело небольшие размеры и вес. В то же время создатели сосредоточились на минималистском, но современном стиле. Эта простота оказалась хитом.
Получив прототип устройства, Ибука посетил президента компании Акио Морита. Корпоративная легенда гласит, что он должен был сказать: «Попробуйте это. Вам не кажется, что стереокассетный плеер, который вы можете взять с собой на прогулку, – хорошая идея?
На поначалу идея не впечатлила Морита – он подумал, что слушать музыку в изоляции… неинтересно. В конечном счете, однако, соображения бизнеса перевесили мысли президента Sony, что позволило легенде состояться, и продолжать жить в наши дни в виде таких гаджетов, как MP3 плеер Sony Walkman или Network Walkman. Морита поставил только одно условие: устройство должно было быть оснащено двумя аудиовыходами, чтобы музыку могли слушать два человека одновременно. Благодаря этому, Walkman должен был быть менее «неинтересным».
Walkman, Sound-About, Stowaway…
1 июля 1979 года Sony Walkman TPS-L2 попал на японский рынок. Устройство стоило 39 000 йен, или около 150 долларов США. Учитывая инфляцию, сегодня она составила бы 500 долларов. Откуда взялась идея названия? Это производная от «Pressman» – портативный диктофон, выпущенный Sony за два года до этого.
Сам Акио Морита ненавидел имя «Walkman». Он даже потребовал его изменить. Его остановило только то, что один из сотрудников отдела маркетинга сказал ему, что компания уже начала рекламировать устройство, и возможное изменение названия потребует огромных затрат.
Sony рассчитывала, что в первый месяц запуска Walkman продастся 5000 экземпляров плеера. Между тем, в первые два месяца, японцы продали их целых 50 000. В том же году, Walkman должен был появиться в Европе и США. Этого не произошло по той простой причине, что Sony не успевала производить хит-устройства.
Отсрочка поставок привела к росту интереса к новостям. Портативный плеер Sony был, несомненно, самым желанным электронным гаджетом в мире. В конце концов, премьера состоялась в Европе и США в 1980 году, но под другим названием.
В Соединенных Штатах Walkman рекламировался как «Sound-About, а в Соединенном Королевстве «Stowaway». Позже японцы пришли к выводу, что принятие одного глобального имени для устройства было бы лучшей идеей. Речь шла не только о снижении маркетинговых затрат, но и о том, что в начале 80-х годов китайские подделки начали расти как грибы. Легче бороться с подделками, когда у продукта есть одно узнаваемое имя.
Все любят Walkman
Точнее – в восьмидесятых годах. Назвать их «Десятилетие Walkman» – это не злоупотребление. Именно тогда мир сошел с ума от портативного проигрывателя Sony. Все хотели его получить. Это стало символом современности, бунта и молодежного образа жизни. Именно благодаря ему в 1983 году продажа магнитофонных кассет впервые в истории обогнала продажу виниловых пластинок.
1980-е годы были периодом, когда в Соединенных Штатах вспыхнула мода на здоровый образ жизни и знаменитую аэробику. Маркетологи Sony прекрасно почувствовали этот момент и рекламировали Walkman как идеальный спутник упражнений. Эта стратегия оказалась хитом. Наличие проигрывателя Sony просто стало модным.
Walkman также стал социологическим явлением. В 1984 году японский профессор Шухеи Хосокава придумал термин «Эффект Walkman». В статье, опубликованной в журнале Popular Music, ученый предположил, что устройство Sony отключает слушателей от внешнего мира, создавая для них безопасную зону комфорта. Через два года термин «Walkman» перешел в Оксфордский словарь английского языка.
Только до 1990 года Sony выпустила 80 моделей Walkman. Они отличались друг от друга цветными, дизайнерскими и технологическими решениями.
Какая модель была лучшей? Ответ на этот вопрос непрост. Некоторые без малейшего сомнения указывают на TPS-L2. Для других это выпущенный на рынок в 1981 году Walkman WM-2, бестселлер марки. Нельзя забывать и о модели WM-D6C (Walkman Pro), которая воспроизводила звук с качеством, подобным высокочастотным рекордерам, и была оснащена технологией снижения шума Dolby.
Конец эпохи?
Ни в коем случае. Эпоха Walkman не закончилась с концом эпохи кассет. На рубеже 80-х и 90-х годов цифровые технологии стали пользоваться все большей популярностью. Компакт-диски выталкивали магнитофонные кассеты с рынка, так же, как кассеты ранее вытеснили виниловые пластинки с рынка. Sony последовала этой тенденции, и Discman занял место кассетного Walkman.
Однако бренд Walkman все еще живет своей жизнью. Японская компания продолжила производство кассет до 2010 года. В то же время на рынке появились другие устройства, подписанные с логотипом Walkman – Video Walkman, MiniDisc Walkman, Network Walkman, Walkman MP3 и даже серия мобильных телефонов. Однако ни одно из этих устройств не повторило гигантский успех кассетных Walkman 1980-х годов.