Кофейная кантата, или первая реклама кофе от Иоганна Себастьяна Баха

Безусловно, вначале был кофе! Он появился в Европе в крошечных объемах и продавался исключительно арабами за бешеные деньги. Только голландцам удалось разорвать “порочный круг” арабской монополии и обустроить кофейные плантации на Яве и Суматре.

После этого кофе хлынул в Европу безудержным потоками, и стал доступен не только самим монархам, хотя слава “королевского” напитка, и название самого распространенного сорта “арабика”, которым сегодня особенно славится кофе Лавацца, так за ним остались и по сей день.

С чего все началось?

18-й век в Австрии и Германии мелькнул под звуки непревзойденной музыки и ароматы кофейного напитка. Музыка и кофе фактически стали символами этих двух государств, а началось все с уютных кафе, где, наподобие музыкальных салонов, иногда устраивали спектакли и концерты. Однако не все было так безоблачно: некоторое время в Германии даже существовало движение за запрет кофе для женщин, из-за мифа, что кофе якобы делает их бесплодными.

Луи Марен Бонне - Женщина, которая пьет кофе

Рассуждая о популяризации кофе и его реабилитации в женском кругу, владелец кофейного дома Циммермана в Лейпциге решил заказать специальное музыкально-рекламное произведение, посвященное кофе, главными требованиями к которому были:

– легкость жанра;
– развлекательный характер;
– небольшой объем (чтобы его можно было исполнять в стенах кафе).

С заказом он обратился к Иоганну Себастьяну Баху, который только что получил должность директора Музыкальной коллегии. Вместе с ансамблем он исполнял свою музыку в кафе Циммермана по пятницам зимой и по средам летом, и отказывать хозяину кофейного дома отнюдь не собирался. Немного поразмыслив, он вспомнил о поэте-сатирике Пикандере (Христиан Фридрих Хенрик) и обратился к нему по поводу создания либретто.

Иоганн Себастьян Бах

В 1727 году Пикандер создал новеллу, в которой шутил по поводу пристрастия к кофе и его запрете. По сюжету произведения французский король наложил вето на употребление кофе в своей столице. Из-за данного запрета начали массово умирать женщины в городе, с симптомами моровой язвы. Беда остановилось только после отмены запрета. Под впечатлением от женской страсти к кофе Пикандер создал свою новеллу, которая наряду с остальными была напечатана в его сборнике 1732-го года. Ей и суждено было стать либретто для “Кофейной кантаты”.

Чем все закончилось?

Кроме того, что “Кофейная кантата” достигла своей рекламной цели, она еще и оказалась предвестницей жанра комической оперы, ведь наугад была написана по всем ее канонам, только короче по объему. Вряд ли Иоганн Себастьян Бах мог себе представить, что через полвека аналогичные произведения будут носить название “зингшпиль”, а его юный коллега Моцарт разовьет их до уровня бессмертных мировых шедевров.

“Кофейной кантате” также суждено было стать бессмертной, хотя она была далеко не самым выдающимся произведением композитора, но она стала первой музыкальной композицией, посвященной кофе – первой рекламой кофе, если хотите. Такой, что прошла через века и осталась актуальной.

Сейчас “Кофейную кантату” исполняют лучшие вокалисты оперных театров и оперетт. Есть она и в репертуаре Киевского театра оперетты. По мнению многих специалистов лучше всего ее исполняет Амстердамский барочный оркестр и хор под управлением Тона Коопмана. Что же касается кофейного дома Циммермана, то он просуществовал еще достаточно долго и, вероятно, угощал бы посетителей кофе и сейчас, если бы его здание не было разрушено во время второй мировой войны. Теперь о нем напоминает лишь мемориальная доска и, конечно, “Кофейная кантата” Баха.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

11 − nine =