Возможно ли совместить прагматизм этнографического подхода к одежде и изящную эстетику французского “нового образа”, который предложил женщинам Кристиан Диор в конце 1940-х годов? Ответом на этот вопрос является оригинальный творческий опыт художников украинских домов моделей в 1950-е годы, утверждают в Ukrainian Institute of Fashion History.
В Украине существовало тогда два центра высокопрофессионального изготовления новых моделей одежды – дома моделей в Киеве (с 1944 года) и во Львове (с 1952 года). Именно здесь впервые была поставлена задача создавать не только образцы для массового фабричного производства, но и современные актуальные модели. Новые коллекции модной одежды служили ориентиром для всех специалистов швейной отрасли, а также знакомили население с новинками моды. Но была еще одна важная задача, которую решали отечественные модельеры: участие в международных модных форумах с целью демонстрации достижений костюмного дизайна в СССР.
Чем мы могли удивить? Тем более, что информации о новейших модных тенденциях специалистам не хватало. Творческая интуиция, высокий уровень мастерства и обращение к народной традиции решили дело.
Одним из самых популярных модных силуэтов 50-х годов был так называемый “венчик цветка” с тонкой талией и пышной юбкой. Так появились на отечественном подиуме элегантные орнаментальные юбки, похожие на украинские андараки и летники, выполненные из эксклюзивных тканей. Изготовление этих тканей первыми наладили в Львовском доме моделей, создав специальный цех художественного ткачества и пригласив к нему мастеров из карпатского Косово, известного старинными текстильными традициями.
Киевский дом моделей одежды (КДМО) наладил сотрудничество с шелковыми комбинатами, где изготавливали натуральный и искусственный шелк (КШК и ДШК в Киеве). Небольшие партии тканей с печатным рисунком по украинским мотивам создавались специально для конкретных коллекций выставочной одежды.
Но, все же, главным средством подчеркнуть национальную самобытность была ручная вышивка. Причем практиковалась как изысканная ажурная вышивка по шелку и льну, так и рельефная по шерстяным тканям.
Следует отметить, что мировая послевоенная мода существовала в условиях жесткого стилистического диктата. Ее главными признаками были определенные силуэты, формы и крой, ориентированные на создание классического женственного образа – так называемого New Look. Нарушить это требование означало отойти от актуальных трендов. Украинские модельеры показали умение не только декорировать современную форму одежды национальным орнаментом, но и удачно синтезировали элементы традиционного украинского покроя с модным образом.
Конечно, подобный подход можно назвать эклектикой. Но что может быть актуальнее сегодня? Вообще, что такое мода, если не переосмысление прошлого в духе современности? И поэтому другие оценки приходят на ум, когда рассматриваешь эти модели, которые уже давно стали историей: оригинально, гармонично, органично. Не случайно мастерство создателей украинской моды было признано и высоко оценено на выставках и показах 50-х годов на родине и за рубежом: в Праге, Марселе, Познани, Пловдиве, Брюсселе.