В отличие от взрослых, дети (особенно это касается очень маленьких детишек) занимаются творчеством, скорее всего, неосознанно. И, что самое интересное, они имеют очень сильное влечение к занятиям творчеством, и у них практически всегда есть вдохновение!
По мнению психологов, способность к творчеству заложена во всех нас на уровне подсознания и проявляется уже в первые месяцы нашей жизни. А может, способность (и желание!) Творить передается по наследству? Или, как говорят, с молоком матери? К сожалению, эта тема пока мало исследована. Но современные ученые очень скоро осознают ее важность.
Все мы, наблюдая за детьми, замечаем, что они часто видят то, чего не видим мы. Например, в извилистом китайском иероглифе – кота, в отрезанной кожуре апельсина – хвост собаки, в эмблеме супермаркета – облако… А еще они говорят с предметами и все время что-то придумывают.
Одним словом, все мы с детства наделены какими-то талантами. Но, к сожалению, детсад, школа (а до того, как ребенок начинает посещать эти заведения, во многих случаях его родители) убивают все его творческие начинания. Если отец или мать не видят того, что видит ребенок – он “мелет глупости”, ведь на самом деле там изображено совсем другое, если что-то придумывает – он “лжет”. Если малыш попробовал на вкус карандаши или пластилин – родители на него орут, ведь их всю жизнь учили, что так делать нельзя.
Да, бесспорно, у кого-то в детстве все было совсем иначе, и своих детей такие родители тоже воспитывают не так, а стараются пораньше заметить в них творческие способности, покупают соответствующие развивающие игрушки и наборы для творчества и т.д. Но, к сожалению, у многих детей (особенно у тех, кого воспитывали по советским стереотипам) все происходило именно таким образом. Ребенок пытался познать мир, а ему говорили, что он бесчинствует. Он в восторге рассказывал выдуманные им истории родителям, бабушкам, дедушкам, а его никто не слушал…
Отношение к детскому творчеству напоминает сорванное кем-то зеленое яблоко. Ему не дали созреть, а откусив кусок, не стали есть и выбросили, ведь оно слишком кислое. А ведь все, что нам нужно, чтобы насладиться спелым яблоком – дать ему созреть! То есть иметь больше терпения, прилагать усилия, чтобы увидеть то, что видит ребенок, услышать то, что он говорит (и понять, почему он это говорит), прощать ему какие-то мелочи типа чего-нибудь рассыпанного и разбросанного по полу, обрисованных стен и тому подобное.
Каждый детский рисунок – уникален, даже если он сделан на обоях. Если цена идеально чистого пола и стен – потерянный талант наших потенциальных Да Винчи и Пикассо, то, возможно, не надо гнаться за идеальной чистотой?
Конечно, изменить свое отношение к воспитанию ребенка не так легко, и это происходит не за один день. Но, чтобы вам было легче это сделать, представьте себе, что даже покусанный пластилин и погрызенные карандаши – это часть познания мира. А, следовательно, и творчество. Поскольку не существует творчества без познания, а познания – без творчества. Это как яйцо и курица: неизвестно даже, какая из этих двух вещей была первой. Но они обе очень важны.
Также, в любом случае, малыш, которого родители поощряли к творчеству, будет находить творческий подход к любым явлениям и ситуациям и во взрослой жизни. А ребенок, родители которого относились к его творениям с неуважением, вырастет разве что винтиком системы.
И, наверное, самый полезный совет, который можно дать родителя – любите своего ребенка и всегда верьте в него. И вас непременно ждет успех!