Понимаем ли мы, что же имеем в виду, когда говорим “быть достойным”? В словаре синонимов можно найти такие понятия как: достоинство, гордость, самоуважение и гонор. Можно предположить, что достоинство – это самоощущение человеком своей ценности с учетом ценности других. Это ощущение уважения как к себе, так и к другим. Но как говорить с детьми об этом чувстве?
1. Путем от противного
Как бы это абсурдно ни звучало, но помочь ребенку понять, как это быть достойным, можно путем от противного. В жизни каждого ребенка есть моменты, когда он плачет или жалуется родителям на несправедливость, высокомерие, агрессию, игнорирование, боль, одиночество и тому подобное. То, что в таких ситуациях он переживает, сигнализирует самому же ребенку о том, что кто-то нарушает его личностные границы, а этим рубежом есть чувство уважения к нему, его ценностям.
Ощущение ничтожности, унижения и оскорбления дают возможность ребенку понять, что такое недостойный поступок, как не стоит делать с другими и когда следует защищать себя. Тогда ребенок понимает, что достоинство, самоуважение и взаимоуважение – это когда замечают тебя и твои чувства, с тобой “считаются” и ты важен.
Нужно объяснить ребенку что ни он, ни кто-то другой не заслуживают плохого отношения к себе. В этом, кстати, могут помочь и развивающие задания для детей, выполняя которые в зависимости от возраста, ребенок сможет развивать в себе те или иные положительные качества. И даже, если такие ситуации происходят, он обязан о себе позаботиться – защитить себя или помочь другим.
2. Воспитывает окружение
Лучше воспитывать детей своим собственным примером и поведением. Отношение взрослых к детям определяет модель поведения, которую дети будут воплощать в своей жизни. Научить ребенка быть достойным – значит самому быть достойным. Дети копируют не только поведение, но и ценности и моральные принципы взрослых. Но если дети все же стали свидетелями недостойного поведения, например, ссоры между взрослыми, попробуйте потом отдельно объяснить ребенку причины такой ситуации.
3. Сопереживайте
Стоит разговаривать с детьми о ситуациях, которые произошли с другими людьми. Важно, чтобы ребенок не только знал, видел или наблюдал за ситуациями, но и научился замечать других людей. Это как “слушать” и “слышать”, “смотреть” и “видеть”, анализировать ситуацию с точки зрения достойный-недостойный и проживать ее эмоционально. Например, “Как ты думаешь, что может почувствовать этот ребенок, когда с ним никто не хочет играть из-за того, что… Как тебе, когда с тобой никто не хочет общаться?”
4. Хвалите и замечайте интересные и достойные поступки ребенка
Нужно искренне восхищаться ребенком в ситуациях, когда он сделал что-то хорошо. Иногда поступки детей бывают достойнее поступков взрослых, но нам стыдно это признавать и озвучивать перед детьми. Взрослым трудно признавать, что дети в чем-то лучше них.
Важно уважать ребенка, и не важно, 3 ему года или 14 лет. Фиксировать у ребенка его положительные и достойные черты характера, позволять быть такому, каким он есть. Он должен знать о своей ценности, быть уверенным в ней.