Осенью в нашей стране в очередной раз пройдет конкурс Global Teacher Prize Ukraine, на котором будут определять лучшего учителя Украины. Пока идет отбор кандидатов, мы решили вспомнить прошлогодний финал, в котором победу одержал Пауль Пшеничка – 71-летний учитель физики и астрономии из Черновцов, и сформулировать 20 советов от него и других финалистов конкурса, как стать хорошим педагогом.
- Люби детей. Банально, но необходимо.
- Всегда иди в ногу со временем. Будь в курсе всех новинок, инноваций, читай СМИ.
- Внимай мыслям учеников. Не бойся просить у них помощи. Теперь дети знают больше учителей, могут многое показать и научить.
- Постоянно учись. Никогда не думай, что уже владеешь педагогическим мастерством. У нас нет корифеев или мастодонтов: все постоянно учатся.
- Не бойся показывать себя. Только в действии ты можешь достичь успеха и научить этому успеху учеников. Потому что когда учитель не будет успешным, то и ученик не будет успешным.
- Не бойся учеников, не сердись на них, а еще – выслушивай их мнение.
- Давай им простые, но интересные задачи. Ученики не должны скучать во время занятий.
- Работай в команде.
- Втягивай учеников в общие дела, которые им нравятся.
- Учитывай в обучении и воспитании индивидуальные и потенциальные возможности каждого ребенка, особенно при разработке урока.
- Сначала ребенок, а ужe потом его инвалидность. Каждый ребенок хочeт любви, общения, взаимодействия, игр и пения. И только после этого идут его особенности.
- Учи ребенка жить и радоваться жизни, быть уверенной и сильной личностью. Всe должно происходить под девизом: «Двигайся и двигай мир».
- Нe сравнивай ребенка, у которого инвалидность, с другими детьми. Дай ему почувствовать сeбя уникальным и равным с другими, даже если определенные навыки для него могут быть недоступны.
- Дети с инвалидностью проверяют людей на искренность, поэтому обмануть их невозможно. Если они испытывают к сeбe уважительное отношение и доброту, то отдают рeсурсов в десять раз большe.
- Успешно ребенок учится у того учителя, который ему импонирует. Учитель должен быть человеком с большой буквы и, что очень важно, с чувством юмора.
- Нужно знать не только свой предмет, но и быть опытными в различных сферах.
- Учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Когда ребенок не может научиться тем способом, который ему предлагает учитель, то он должен предложить другой.
- Нужно знать личности учащихся. А чтобы лучше в этом разобраться, стоит чаще общаться с детьми, выслушивать их рассказы о том, как они отмечали семейный праздник и какой у них был аниматор на день рождения, куда ездили отдыхать и т.д, а также самим делиться с ними своими историями.
- Нужно уметь пользоваться собственным временем, расставлять приоритеты, распределять все дела в пределах того времени, которым владеешь. И не забывать отдыхать.
- Нужно уважать учеников, видеть в них личность, доверять им, верить в них, побуждать к движению вперед и к новым достижениям.