Судостроительная сталь: какие металлы используются при создании кораблей

В наше время именно металл является основным материалом в судостроении, вытеснив с ведущих позиций веками применявшееся дерево. Если говорить об общих требованиях, которые выдвигаются в данной отрасли, то прежде всего ставятся задачи не слишком перегружать вес судна и значительно не удорожать его стоимость при надлежащих прочностных и антикоррозионных характеристиках. Кроме того используемые материалы должны быть удобными в обработке, иметь хорошую свариваемость.

Поэтому при строительстве судов применяют различные виды металлов: цветные и благородные, углеродистую и легированную сталь, чугун. Их технические характеристики сильно отличаются, что позволяет применять их для создания совершенно непохожих деталей и конструкционных элементов. Например, из сталей повышенной прочности изготавливают корпуса суден и сварные надпалубные конструкции, а из жаропрочных — энергетическое оборудование, корпусы клапанов и турбин. Название же инструментальных сталей красноречиво говорит об их сфере применения. К тому же не стоит забывать, что для строительства речных и морских судов используются разные сплавы в силу специфики условий эксплуатации и отличий химических свойств воздействующей на металл водной среды.

Особняком среди перечня применяемых материалов стоит лист нержавеющий и другие виды такого проката, а также изготовленные из него изделия и детали. Фактически, если брать во внимание только эксплуатационные характеристики, то нержавейку можно считать просто идеальным материалом для судостроения. Выдающиеся параметры антикоррозионной стойкости к морской и речной воде, устойчивость к воздействию агрессивных сред, хорошая прочность делают применение нержавеющей стали весьма разумным решением. Однако есть нюансы, которые ограничивают широкое использование таких сплавов. Давайте подробнее узнаем об этом, а также выясним, в каких ситуациях листы и другие виды нержавеющего проката помогают создавать надежные и долговечные суда.

О нюансах использования нержавейки в судостроении

Нержавейка является разновидностью сильнолегированных стальных сплавов. Стойкость к коррозии приобретается благодаря добавлению хрома в количестве от 13 до 30%. Образующаяся на поверхности металла тонкая пленка его оксида препятствует окислению железа. Нержавеющая сталь обладает прекрасной стойкостью к любым видам коррозии:

  • атмосферной;
  • химической;
  • почвенной;
  • электрохимической.

При добавлении различных легирующих примесей такие сплавы приобретают жаропрочность и жаростойкость, устойчивость к воздействию агрессивных сред (в том числе к кислотам и щелочам), повышенную прочность.

Однако столь впечатляющие технические характеристики сочетаются с достаточно высокой стоимостью материала, особенно по сравнению с углеродистыми сталями. К тому же сварка нержавейки требует применения специальных режимов, а повышенное содержание хрома приводит к хладноломкости нержавеющей стали. В совокупности эти нюансы становятся препятствием для ее широкого применения при создании морских и речных судов.

Тем не менее столь прекрасные эксплуатационные характеристики не могли остаться невостребованными в судостроении. Нержавейку используют при постройке танкеров и военных кораблей, то есть там, где более высокие затраты вполне оправданы и целесообразны. Еще из таких сплавов изготавливают подшипники и различные детали оборудования кораблей.

Где применяют нержавейку при строительстве судов

Нержавеющую сталь в основном используют в судах специального назначения: для строительства балок и трюмов танкеров, обшивки военных кораблей и катеров, при изготовлении рулевого и якорного оборудования. Жаростойкие сплавы могут применяться для обустройства противопожарных перегородок, коффердамов, гребных винтов. Жаростойкие марки нержавеющей стали востребованы при создании энергетического корабельного оборудования, корпусов клапанов и турбин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 11 =