Кира Найтли и Джо Райт, Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо, Вуди Аллен и блондинки. Эти непохожие тандемы объединяет одно: сотрудничество перечисленных талантливых людей можно описать, как отношения режиссера и музы.
Plitkar попытался разобраться в том, кто кого вдохновляет на создание хорошего кино.
В начале поисков мы откинули такие ситуации, когда муж и жена заняты в одном проекте. Никаких «семейных подрядов», только творчество. Итак, приступим.
Список муз Вуди Аллена похож на рейтинг самых красивых девушек Голливуда. На счету мистера Аллена 18 совместных фильмов с актрисой Миа Фэрроу, в том числе оскароносная лента «Ханна и её сестры». Последний раз Миа снялась у Аллена в 1992 году, а на смену блондинке в двухтысячных Вуди Аллен нашел новый источник вдохновения — Скарлетт Йохансон.
Примечательно, но после выхода фильма «Вики Кристина Барселона», где вместе со Скарлетт на экране появилась Пенелопа Крус, Аллен сменил американку на жгучую брюнетку. Испанка появилась и в новом фильме режиссера «Римские приключения».
Если присваивать Крус звание «музы Аллена» еще рано, то тандем обладательницы «Оскара» с Педро Альмодоваром стал традицией. Их самая известная работа — лента «Возвращение». Всего же акриса появилась в пяти фильмах режиссера, шестой готовится к прокату.
Начав с красавиц-актрис, продолжим список мужественным героем боевиков Джейсоном Стэйтемом. В большое кино британца привел Гай Ричи, дав Джейсону роли в фильмах «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и «Револьвер». Потом уже начались «механики» с «перевозчиками» и появились шутки о том, что в последних фильмах Стэйтем играет одного и того же парня, попадающего в разные ситуации.
Далее следует более долгосрочный мужской тандем. Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо в 2007 году дожали киноакадемиков и режиссеру наконец выдали заслуженную статуэтку «Оскар». У дуэта на счету пять фильмов с учетом еще не вышедшего «Волка с Уолл-стрит» — и ни одного посредственного. О режиссере Лео говорит исключительно комплиментами:
«Я хочу с ним работать по самой простой и совершенно очевидной причине для каждого, кто хоть немного и хоть что-то знает о кино: он — самый лучший режиссер на планете».
Имеются знатные киносоюзы и в отечественном кино. Сотрудничество Никиты Михалкова и Олега Меньшикова стало уже объектом пародий, а ведь до безумного продолжения «Утомленных солнцем» на творческий тандем Михалков-Меньшиков никто особо не жаловался. Зрители смотрели «Сибирского цирюльника» (или «Статского советника») и были довольны.
Сотрудничество Джо Райта и Киры Найтли сопровождается громким возмущением. Все совместные фильмы — костюмированные («Гордость и предубеждение», «Искупление» и «Анна Каренина») и каждый отмечен номинацией на «Оскар» за костюмы. Однако первый подвергся критике со стороны поклонников Джейн Остин, так как Райт слишком отдалился от оригинала, а новая работа возмущает почитателей Льва Толстого и всей русской классики, потому что «Голливуду не понять широты русской души».
Есть и актеры, которые продуктивно работали с несколькими режиссерами, не посягая на звание «музы». Так, Том Хэнкс трижды снялся в фильмах Стивена Спилберга: «Спасти рядового Райна», «Поймай меня, если сможешь» (где зрители буквально разрываются между ДиКаприо и Хэнксом) и «Терминале».
Четыре раза актер работал с Роном Ховардом. Их самая коммерчески успешная работа — экранизация книг Дэна Брауна («Код да Винчи» и «Ангелы и демоны»).
Еще один долгосрочный творческий тандем Тома Хэнкса был с Робертом Земекесом. В один из четырех фильмов, над которыми трудились Хэнкс и Земекес, вошел оскароносный «Форест Гамп».