Кира Найтли и Джо Райт, Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо, Вуди Аллен и блондинки. Эти непохожие тандемы объединяет одно: сотрудничество перечисленных талантливых людей можно описать, как отношения режиссера и музы.
Plitkar попытался разобраться в том, кто кого вдохновляет на создание хорошего кино.
В начале поисков мы откинули такие ситуации, когда муж и жена заняты в одном проекте. Никаких «семейных подрядов», только творчество. Итак, приступим.
Список муз Вуди Аллена похож на рейтинг самых красивых девушек Голливуда. На счету мистера Аллена 18 совместных фильмов с актрисой Миа Фэрроу, в том числе оскароносная лента “Ханна и её сестры”. Последний раз Миа снялась у Аллена в 1992 году, а на смену блондинке в двухтысячных Вуди Аллен нашел новый источник вдохновения – Скарлетт Йохансон.
Примечательно, но после выхода фильма “Вики Кристина Барселона”, где вместе со Скарлетт на экране появилась Пенелопа Крус, Аллен сменил американку на жгучую брюнетку. Испанка появилась и в новом фильме режиссера “Римские приключения”.
Если присваивать Крус звание “музы Аллена” еще рано, то тандем обладательницы “Оскара” с Педро Альмодоваром стал традицией. Их самая известная работа – лента “Возвращение”. Всего же акриса появилась в пяти фильмах режиссера, шестой готовится к прокату.
Начав с красавиц-актрис, продолжим список мужественным героем боевиков Джейсоном Стэйтемом. В большое кино британца привел Гай Ричи, дав Джейсону роли в фильмах “Карты, деньги, два ствола”, “Большой куш” и “Револьвер”. Потом уже начались «механики» с «перевозчиками» и появились шутки о том, что в последних фильмах Стэйтем играет одного и того же парня, попадающего в разные ситуации.
Далее следует более долгосрочный мужской тандем. Мартин Скорсезе и Леонардо ДиКаприо в 2007 году дожали киноакадемиков и режиссеру наконец выдали заслуженную статуэтку “Оскар”. У дуэта на счету пять фильмов с учетом еще не вышедшего “Волка с Уолл-стрит” — и ни одного посредственного. О режиссере Лео говорит исключительно комплиментами:
“Я хочу с ним работать по самой простой и совершенно очевидной причине для каждого, кто хоть немного и хоть что-то знает о кино: он — самый лучший режиссер на планете”.
Имеются знатные киносоюзы и в отечественном кино. Сотрудничество Никиты Михалкова и Олега Меньшикова стало уже объектом пародий, а ведь до безумного продолжения “Утомленных солнцем” на творческий тандем Михалков-Меньшиков никто особо не жаловался. Зрители смотрели “Сибирского цирюльника” (или “Статского советника”) и были довольны.
Сотрудничество Джо Райта и Киры Найтли сопровождается громким возмущением. Все совместные фильмы – костюмированные (“Гордость и предубеждение”, “Искупление” и “Анна Каренина”) и каждый отмечен номинацией на “Оскар” за костюмы. Однако первый подвергся критике со стороны поклонников Джейн Остин, так как Райт слишком отдалился от оригинала, а новая работа возмущает почитателей Льва Толстого и всей русской классики, потому что «Голливуду не понять широты русской души».
Есть и актеры, которые продуктивно работали с несколькими режиссерами, не посягая на звание “музы”. Так, Том Хэнкс трижды снялся в фильмах Стивена Спилберга: “Спасти рядового Райна”, “Поймай меня, если сможешь” (где зрители буквально разрываются между ДиКаприо и Хэнксом) и “Терминале”.
Четыре раза актер работал с Роном Ховардом. Их самая коммерчески успешная работа – экранизация книг Дэна Брауна (“Код да Винчи” и “Ангелы и демоны”).
Еще один долгосрочный творческий тандем Тома Хэнкса был с Робертом Земекесом. В один из четырех фильмов, над которыми трудились Хэнкс и Земекес, вошел оскароносный “Форест Гамп”.