На первый взгляд может показаться, что вы попали в музей-аптеку: за толстым стеклом на стеллажах многочисленные мензурки и стаканчики с цветными пигментами, все стерильно чистое и ослепительно белое вокруг.
Сходство можно заметить не только внешне, назначение цветных пигментов заключается не только в возможности собрать их в одном месте для осмотра и изучения, но и возможности восстановить картины – в отдельных помещениях трудятся над исцелением картин реставраторы. Образцы более 2500 пигментов можно увидеть в одном из отделов Гарвардского музея искусств – The Straus Center for Conservation and Technical Studies – отличие которого от других в том, что он открыт для посетителей.
Собирать образцы красителей для музея начал британский естествоиспытатель Эдварт Форбс еще в начале 20 века. Он заинтересовался сохранением картин, а соответственно и пигментами, после того, как сам приобрел знаменитую картину “Мадонна с младенцем и святыми”, датированную 14 в. Картину Форбс приобрел в 1899 году и сразу заметил, что она под воздействием времени быстро разрушается. Он стал заядлым исследователем процесса создания картин, магия изображений которых завораживает и по сей день, и именно это увлечение дало начало коллекционированию материалов, которые нужны для сохранения образцов изобразительного искусства, в частности и его личного собрания итальянских шедевров.
После каждой поездки Форбса базу пополняли новые образцы. В течение многих лет, из уст в уста переходила информация о создании этой коллекции, и это помогло ей вырасти, ведь другие любители искусства и специалисты отдавали свои собственные пигменты. Коллекция музея постоянно пополняется: в последнее время в нее вошли современные пигменты, в том числе и синтетические, пришедшие на рынок в течение последних 70 лет.
В течение многих лет, пигменты помогли экспертам в ряде исследований и проверке подлинности картин. Образцы из коллекции были отправлены в Музей Гетти, Библиотеку Конгресса, Музей искусства Азии в Сан-Франциско, а также в Национальную исследовательскую лабораторию охраны Нью-Дели, Индия.
Недавно Нараян Хандекар, новый директор Центра, рассказал несколько интересных историй о получении того или иного цвета.
Драгоценный синий
Нужно было специальное умение, чтобы извлечь богатый синий оттенок из камня лазурита, добываемого из карьеров в Афганистане. Цвет широко использовался в средневековой живописи. Более ценный, чем золото и нередко прописывается отдельной строкой в соглашениях.
Извлечение фиолетового с морского дна
Ключевая составляющая другого недешевого пигмента пряталась в океанических водах. Секреция хищной морской улитки Bolinus Brandaris является основой для глубокого, сине-красного оттенка, известного как пурпурный. Высокая стоимость наделила его символическим статусом, и византийские императоры запрещали использование за пределами императорского двора этого фиолетового красителя, отмечая его как “королевский пурпур”.
Блестящий драгоценный металл
Есть небольшие банки с мерцающими металлическими пигментами, нередко встречающиеся в автомобильной обработке, и постепенно протоптавшие свой путь в поп-арт искусство ХХ века. Английский живописец Ричард Гамильтон любил распылять хлопья на своих работах, чтобы дать своему искусству сияющий блеск. Они являются своего рода экстраординарными, эти крошечные кусочки металла, которые вы найдете в разных работах.
Происхождение темно-красного
Есть образцы кармина, пигмента Старого Света, созданного путем измельчения крошечных элементов, производимых насекомыми Coccus ilicis, которые обитают красном дубе. Kermes также является источником происхождения цвета “малиновый”.
Убийственная красота
Некоторые пигменты должны обрабатываться с осторожностью, в том числе желто-окрашенный серный мышьяк и красно-оранжевый киноварь, полученных из мышьяка сульфидных минералов.
Кроме того, кристаллический порошок меди, блестящий оттенок изумрудно-зеленого, может быть опасным для здоровья художника. Пигмент найден на “Автопортрете посвященного Полю Гогену” Винсента ван Гога, который находится в Художественном музее Фогга. Он был очень токсичным. Поскольку он не нуждался в значительных затратах для изготовления, цвет стал популярным оттенком бытовой краски ближе к концу 1800-х годов и в начале 1900-х. Позже, неорганическое соединение использовали для уничтожения насекомых.
Красный цвет для Ротко
В последние годы, работа над коллекцией помогла экспертам разработать инновационную “виртуальную” реставрацию. После анализа литола красного, пигмента, который любил использовать абстракционист Марк Ротко, был разработан метод, который использовал свет от проектора, чтобы увеличить выцветшие цвета на серии фресок авторства Ротко, которые он создал для Гарварда.
Как сказал в заключение Нараян Хандекар, чтобы иметь возможность лечить и улучшать вид произведений искусства, мы должны понимать все процессы, которые происходят с ними, и коллекция Эдварда Форбса помогает делать это.