Plitkar

Как украинский коллектив KURBASY заново открывает народную украинскую песню

Когда-то Лесь Курбас учил своих актеров ничего не изображать, не играть на сцене, а проживать историю, состояние. Именно в таком случае, он считал, можно достичь максимального единения со зрителями и задействовать их в процесс.

В современном Львове, в театре, который носит имя Курбаса, актеры продолжают эту традицию.

А три его актрисы – Наталья Рыбка-Пархоменко, Мирослава Рачинская и Мария Копитчак – даже решили создать музыкальный проект “KURBASY”. И посмотреть, что будет, если совместить музыкальную аутентику и театр.

KURBASY начались с изучения древней украинской песни с точки зрения драматургии. Актрисам было интересно окунуться в атмосферу песни, попробовать почувствовать, а затем и передать это состояние аудитории.

Следующим этапом стала импровизация голоса и инструментов, которые приобретались в магазинах музыкальных инструментов Украины. Каждая из участниц группы может принести свою песню и предложить ее исполнить. Далее начинается основная работа. Поэтому, каждая песня – это своя история, которую каждая из участниц чувствует по-своему. И большой творческой радостью является попасть в общий творческий поток. Тогда песню не просто поют, а проживают, признаются KURBASY.

Актрисы рассказывают, что воспринимают песню как отдельную реальность, куда переносят себя и слушателей. Поэтому перед выступлениями по-особенному настраиваются. Говорят, становятся радаром, который раздает и принимает волны. Эти особые состояния девушки с KURBASY взялись прожить на сцене.

Но пока KURBASY не просто певицы, но и женщины, которые организуют собственные выступления. Из-за этого не имеют права оставить без внимания ни одну деталь. Идеальным состоянием, по словам певиц, была бы подготовка в тишине и сосредоточенности. Когда можно оставить все заботы и в день концерта больше не думать ни о чем другом.

KURBASY за свое пока недолгое существование уже смогли поработать с разными первоклассными музыкантами. Среди них – украинская звезда world-music Марьяна Садовская. Кстати, она также в прошлом была актрисой театра Курбаса, поэтому связь с театром будто и не прерывалась.

Участницы KURBASY рассказывают, что работали с Садовской, когда та была музыкальным руководителем спектаклей “Лесная песня” и “Так говорил Заратустра”. В процессе работы и экспериментов родился проект “Чар-созидание”. Это сочетание древних аутентичных композиций с новейшими электронными и световыми технологиями.

Микс древности и современности делает Украину более понятной миру. Даже без знания языка жители разных уголков земли способны почувствовать, о чем песня. Проект, как и вся работа KURBASY, является поиском, когда исполнительницы идут по музыке и смотрят, куда она приведет.

Отдельным измерением стало сотрудничество с мультимедийным художником Владимиром Стецьковичем, который с помощью языка символов, игры света и абстрактных проекций, создал дополнительную магию к музыке.

Первым городом, где сыграли проект, стал Киев. Во время выступления все участники группы (три вокалистки, контрабасист, барабанщик и скрипач) стояли на белом полотне, за их спинами были зеркала. Световые эффекты и видео транслировались на полотна и отражались в зеркале. Так создавалась иллюзия нескольких измерений, ощущение протяженности времени, вечности. Как говорят сами участники проекта, в самом названии заложено несколько смыслов: это и волшебство (женский архетип – ведьма, женщина, ведунья), и созидание, творение, преобразование смыслов и чувств в себе, новые миры.

Поэтому KURBASY, несмотря на пока непродолжительную историю, уже стали новым подтверждением того, как важно украинцам самим рассказывать о себе с помощью своей культуры. И не шароварной, а настоящей, глубинной. И как можно сочетать современные содержания с нашими корнями и, наконец, учиться чувствовать себя.

Exit mobile version