Plitkar

Домашний психолог: самые распространенные мифы о воспитании детей

Трудно найти родителей, которые не заботятся о своих детях. С детства они получают родительскую любовь, заботу и защиту. Родители считают своим долгом дать самое лучшее для своего ребенка.

В этой и следующих наших публикациях мы расскажем о самых распространенных мифах, которые зачастую имеют разрушительное воздействие на детское воспитание, чтобы родители могли избежать возможных проблем при раннем развитии детей.

Миф №1

“Маленький ребенок еще ничего не понимает, и ничего не будет помнить в будущем”

Нет, он будет помнить. Особенно психотравмирующие ситуации, которые сохранятся в отдельной части мозга, и дальше будут определять поведение ребенка в будущем. Дети, в силу своего психофизиологического развития, не имеют адаптивных форм проживания стрессовых ситуаций и травмирующих событий, поэтому и реакция может быть непредсказуемой. Как это действует? Приведем пример: девочка 10 лет в школе очень неуверенная, каждый раз переживает при написании контрольной. Тревожная, нервная. На вопрос: “Чего ты боишься?”, девочка отвечает, что очень боится, что не справится с контрольной, что у нее не получится, она чувствует себя “бездарностью”, у которой ничего не получается. И такая реакция на стрессовую ситуацию – постоянная. Что же произошло раньше? Достаточно давно, когда девочке было 4 года, произошла неприятная ситуация – разбилась любимая ваза бабушки. И в момент, когда ребенок испугался от того, что произошло, пришла бабушка и сильно накричала на ребенка, постоянно повторяя “Да что же ты такая бездарь? Почему у тебя ничего не получается? За что не возьмешься – все не так!”.

Именно эта психотравмирующая ситуация определила поведение девочки в стрессовых ситуациях. И каждый раз, оказываясь в “опасных” ситуациях, когда требуется уверенность и ответственность, у ребенка этого нет. А есть стойкое ощущение “бездари”, которая ничего не может и не умеет. Именно это представление о себе закрепилось в подсознании ребенка и дает о себе знать. И эти негативные представления о себе фиксируются у ребенка на физиологическом уровне. Наше прошлое определяет наше будущее. А прошлое нельзя просто выбросить или забыть. Все взаимосвязано.

Миф №2

“Не нужно жалеть ребенка по пустякам. Поплачет – перестанет. Мальчики не плачут, а девочки не дерутся”

Именно здесь стоит вспомнить о гендерном равенстве. При боли, печали и отчаянии не важно, мальчик это или девочка. Когда ребенку больно, или он расстроен, то неважно, какого он пола. Потому что болит. И потому что в критический момент ваш малыш нуждается в родительской поддержке как никогда. Вы нужны своему ребенку больше всего именно в тот момент, когда вам хочется его отругать или наказать.

Одна из важнейших функций родителей – прожить эмоцию вместе с ребенком, называя ее своим именем, и этому посвящено немало статей на специализированном портале womansk.com. Злиться, плакать, обижаться – это нормально, так бывает у всех – как у мальчиков, так и у девочек. Детям (и взрослым) сверхважно проживать все чувства, называя их своими именами. И это нормально, потому что нет “плохих” или “хороших” чувств. Поверьте, в ситуации, когда ваш сорвиголова свалился с дерева, поскользнулся и упал – он уже сам понял, что ему не следовало бы лезть “на вот дерево, а то упадет” и его поступок не увенчался успехом… Главное, когда так уже произошло – поддержать и пожалеть его. Назвать то, что с ним произошло. Скажите, как вам жаль его, жаль, что так случилось. Спросите, где болит. Скажите о том, как ему обидно и больно. И, если ваш малыш хочет позлиться, потопать ногами или порыдать – дайте ему возможность это прожить. Скажите, что так бывает, а вы, как папа или мама, просто будьте рядом. Только тогда, когда ребенок успокоится, дайте несколько советов по его поведению, установите правила прогулки и “штрафные санкции”.

Продолжение следует…

Exit mobile version