Деньги за эмоции: скачать или заплатить?

В ежегодном отчете Международного альянса интеллектуальной собственности за 2018-й год Украина признана страной со значительными нарушениями авторского права. Нашими соседями по рейтингу стали Российская Федерация, Мексика и Китай. Более того, то, что наша страна попала в список наблюдения, свидетельствует о серьезности ситуации, — у нас действительно есть проблемы с пиратством.

За что платить

Еще до появления интернета в Украине в 90-х у людей прочно закрепился феномен эффект привязки: наши безусловные надежду на стоимости вещей мешают воспринимать объективную информацию. Мы сравниваем реальную цену с нашим «якорем», и именно этот фактор становится ключевым в решении купить новый продукт.

Дэниел Канеман и Дэн Ариэли исследовали этот эффект различными способами: аукционы, рулетки, соцопросы. В ходе экспериментов они обнаружили, что основными факторами, которые влияют на эффект привязки, есть настроение, опыт и характер человека. Подсознание создает предубеждения, корректирующие восприятия информации. Например, начальная цена, предложенная за старый телефон, создает стандарт для остальных предложений: цены, ниже установленной, будут считаться выгодным, даже если они выше реальной стоимости нового аналогичного телефона.

Мы готовы заплатить 60 гривен за манго, но колеблемся, если это цена электронной книги, даже несмотря на то, что сейчас для этих и любых других целей можно взять кредит в Полтаве. И так же не надеемся, что новые сервисы будут платными, ведь мы еще не знаем о выгоде от пользования ими и руководствуемся мнением «я и так плачу за интернет».

Глас народа

Есть две основные причины, почему за контент не платят.

Старшее поколение в основном отказывается платить, ведь привыкло к бесплатным сериалам, фильмам или музыке. И если за диски они еще готовы отдать деньги, то возможность получить что-то «без регистрации и СМС» в интернете является столь же естественной, как возможность включить телевизор и уплачивать не за продукт, а за электричество.

Представители младшего поколения руководствуются не привычками из прошлого века, а финансовыми аспектами. Не все могут позволить себе подписку на Netflix за 200 гривен в месяц, а песня за доллар может надоесть через неделю, поэтому большинство выбирает «ВКонтакте» (да, до сих пор) или YouTube.

Однако, находятся и те, кто платит за контент в интернете. Значительную долю этой группы составляет работающая молодежь. У некоторых наций философия «за все надо платить» является составной социальных норм. Им легче увидеть связь между затратами и преимуществами, которые они получают взамен. Поэтому, когда люди видят платный продукт, они выбирают его, а не бесплатную альтернативу. Качественный контент, отсутствие рекламы и удобство в использовании мотивируют платить за услугу.

Глобальные тенденции

Согласно данным Pew Research Center, более половины пользователей интернета платят за контент. Обычно все начинается с бесплатной демоверсии: пользователь уже почувствовал, как сервис улучшает его жизнь, и не откажется от этого улучшения в пользу экономии незначительной суммы денег.

На Западе все популярнее становятся премиум-аккаунты, предоставляющие больше опций и блокирующие рекламу: пользователь платит за качественное информационное пространство и возможность научиться новому. Кстати, главный исполнительный директор «Фейсбука» Шерил Сендберг отметила, что только платная версия приложения позволит избавиться от рекламы и использования личных данных.

Дорогу изменениям

Ожесточеннее всех защищает авторское право Америка. Акт о семейном просмотре и авторских правах предполагает пребывание в тюрьме до 6 лет за съемки в кинотеатре, до 10 лет за изготовление пиратских копий для продажи и до 5 лет за распространение фильмов через интернет. А в Великобритании Верховный суд обязал крупнейшие интернет-сервисы страны ограничить доступ к сайтам, которые распространяют пиратские материалы.

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий