Три причины, по которым обязательно стоит покупать произведения современного искусства

Порезанное красное полотно. Именно так выглядела картина, которую пару лет назад продали за пятнадцать миллионов долларов. Ценители современного искусства не колеблясь отдают бешеные деньги за такие шедевры. Зато рядовые поклонники живописи удивляются, как это вообще можно назвать творчеством. Что же это такое современное абстрактное искусство и стоит ли оно того внимания, которое к нему приковано? Предлагаем разобраться вместе.

Порезанный красный холст написал Лучио Фонтана, сейчас его творчество считают гениальным. Аукционы произведений современного абстрактного искусства продают такие картины за баснословные деньги, а популярность их растет и ширится, как вирус. Интернет гудит недовольством: «Такое может нарисовать даже ребенок!», «За что тут платить?», «Пора мне увольняться с работы» и «Как можно покупать такую ​​мазню?». Возможно, это происходит потому, что наше сознание сопротивляется тому, чего не понимает. Например, существует мнение, что мы боимся не самой смерти, а неизвестности, которая ждет после того, как упадет черный занавес. С современным искусством тоже можно провести аналогию. Люди, которые не считают его искусством вообще, редко пытались понять современные полотна.

ЛУЧИО ФОНТАНА "КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА. ОЖИДАНИЕ"
ЛУЧИО ФОНТАНА "КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВА. ОЖИДАНИЕ"

Правда, существуют исключения. Так, в одном из недавних исследований говорится, что современные художники достигли признания не благодаря таланту, а из-за особого отношения к ним в обществе. Речь идет о субъективности, человеческом факторе и различных точках соприкосновения. Тот факт, что о современном искусстве существует столько неоднозначных мнений, свидетельствует об интересе к феномену как таковому.

Поэтому с помощью экспертов галереи Гогетарт мы решили разобраться, почему современное искусство заслуживает признания, а то, что кажется детским рисунком, может быть бесценным шедевром.

САЙ ТВОМБЛИ "БЕЗ НАЗВАНИЯ"
САЙ ТВОМБЛИ "БЕЗ НАЗВАНИЯ"

Вкладывать деньги в современное искусство рационально

Нефтяные запасы когда-нибудь иссякнут. Дома развалятся, а дети и внуки начнут жить своей жизнью. Другое дело искусство. Имена этих художников будут если не всемирно известными, то хотя бы известными для большинства. Действительно, уже сейчас воспоминаниями о художниках-современниках изобилуют соцсети. Поэтому можно утверждать, что через несколько лет они могут оказаться на страницах энциклопедий живописи.

Некоторые современники уже сейчас признаются мировым художественным обществом, а многих художников отмечают престижными премиями и наградами. Купить их работы это не только рациональная инвестиция, это немалый вклад в развитие мирового культурного наследия. К тому же, это возможность продемонстрировать хороший вкус и осведомленность в последних художественных трендах.

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ "СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ"
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ "СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ"

Искусство — это те же знания, зафиксированные на холсте. В причудливых линиях на самом деле зашифровано гораздо больше, чем бессмысленная геометрия. Процесс создания — это эмоции, мысли, рефлексии художника. Через субъективное восприятие зрителем ценность произведений только увеличивается. Авторское видение получает новую интерпретацию. В итоге в одной картине могут сочетаться страдания и радость, восторг и отвращение, безумие и покой.

Абсолютно уникальная собственность

В бесконечной критике «псевдоискусства» теряется понимание того, каким это искусство должно быть. Что такое произведение и что является шедевром? Для кого-то критерии определения чего-то гениального просты: уникальность.

Чаще всего все, что можно купить за деньги, имеет другие экземпляры или подобный эквивалент. Кто-то будет ездить на такой же машине, как у тебя, носить такое ​​же платье или брюки, иметь собаку такой же модной породы. А владельцем произведения искусства будешь только ты. И оно будет единственным, уникальным среди других.

ЙОС ЙЕНСЕН. ИЗ ФОТОПРОЕКТА "ПОЛЕ БОЯ"
ЙОС ЙЕНСЕН. ИЗ ФОТОПРОЕКТА "ПОЛЕ БОЯ"

Современная абстракция привлекает внимание своей неповторимостью. Попробуй разрезать полотно точно так, как это сделал Фонтана, и ты не сможешь этого сделать. Более того — даже в его собственной коллекции картин «Концепция пространства» нет двух одинаковых полотен, двух проемов одного размера или идентичного изгиба линий.

Не удастся нарисовать два одинаковых хаоса. Даже если ты сможешь повторить чей-то шедевр технически, ты не сможешь передать философию автора, его видение порядка в хаосе. Каждое такое полотно — скопление мыслей и переживаний художника. Копия будет уже рефлексией, отражением, отпечатком, пропущенным сквозь переживания другого человека.

Гениальное ценится с течением времени

Как показывает опыт истории, не все известные сейчас художники живописи были такими при создании своих шедевров. Иногда между созданием и настоящим признанием проходят десятки лет и даже века! Известно, что при жизни Винсент Ван Гог был очень бедным, его не признавали как художника и он даже умер в нищете. И кто сейчас не знает его «Звездную ночь»?

Многих другие гениев также не признавали таковыми по жизни, но все по полочкам расставило время. Поэтому, может однажды ты и начнешь видеть безграничное космическое пространство в разрезах на холсте, в хаосе ты найдешь уют и умиротворение, в знаменитом «Крике» Мунка — тишину, одиночество и безысходность, а в нескольких, на первый взгляд, хаотических и бессмысленных линиях — катастрофу современного общества — тотальную зависимость нашего общения от гаджетов.

ЭДВАРД МУНК "КРИК"
ЭДВАРД МУНК "КРИК"

Смотри — и увидишь. Терпи — и будешь вознагражден. Стремись к познанию — и тебе откроется истина. Как говорил шедевральный, но так и не признанный при жизни Оноре де Бальзак, — «Гений прекрасен тем, что он похож на всех. А на него не похож никто».